|
§ 4. Вина как основание космической правовой ответственности
В национальном гражданском праве основным принципом ответственности является ответственность за вину, «виновное причинение вреда». Лицо, причинившее вред другому лицу, обязано его возместить, как правило, лишь при наличии своей вины. Вина представляет собой психическое отношение субъекта к результатам своего действия. Различаются две основные формы вины — умысел и неосторожность. Действие признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия, предвидело наступление вредных последствий и желало (прямой умысел) или сознательно допускало (косвенный умысел) наступления этих последствий. Вина в форме неосторожности имеется в тех случаях, когда лицо, совершившее действие, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (легкомыслие), либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).
В Договоре по космосу, установившем, что государства-участники несут международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами или их составными частями на Земле и в воздушном пространстве (ст. VII), не содержится указания на то, основывается такая ответственность на вине причинителя, или нет. Этот вопрос, следовательно, должен решаться на основе международного публичного права, что, с нашей точки зрения, создает возможность неоднозначного ответа на соответствующий вопрос. В доктрине международного публичного права имеются как сторонники ответственности за вину, так и ее противники. Практика государств по этому вопросу также противоречива.
Вместе с этим, ст. VII Договора по космосу не исключает того, что ответственность должна основываться на вине. Конвенция об ответственности за ущерб базируется на этом при решении вопроса об основаниях ответственности в случаях, когда вред причинен одним космическим объектом другому. Вместе с тем, при ее разработке сделан дальнейший шаг в развитии норм международного космического права, регулирующих эту проблему. В соответствии со ст. II Конвенции об ответственности 1972 г., «запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете». Устанавливая при указанных обстоятельствах принцип абсолютной ответственности, Конвенция предписывает запускающему государству обязанность по возмещению причиненного ущерба и при отсутствии вины. В соответствии с Конвенцией, вина является основанием ответственности в двух случаях. Во-первых, когда один космический объект причиняет вред другому космическому объекту (либо лицам и имуществу на его борту). Как уже было отмечено— это ответственность за деликт космического права. Во-вторых, когда ущерб причинен третьему государству. Речь идет о случае, когда один космический объект причинил вред другому и в результате вред возник у третьего государства. Более подробно мы скажем об этом далее. Здесь же ограничимся рассмотрением основания ответственности за деликт космического права. В Конвенции содержится следующее правило: «Если в любом месте помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства, то последнее несет ответственность только в случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает» (ст. III). Внутреннее гражданское право различных государств уже давно столкнулось с проблемой основания ответственности в случаях, когда один источник повышенной опасности (в частности, механическое транспортное средство) причиняет вред другому источнику повышенной опасности. Принцип ответственности независимо от вины (объективная ответственность) не позволяет найти здесь ответ. Поэтому в этой ситуации в гражданском праве применяется принцип вины. Статья VII Договора по космосу, не исключая, по нашему мнению, вывод, что ответственность основывается на вине, не препятствует перенесению этой цивилистической конструкции и в международное космическое право. Поскольку каждое из государств, осуществивших запуск объекта в космическое пространство, несет ответственность за вред, причиненный в космическом пространстве, при отсутствии вины, постольку, если их космические объекты пришли во вредоносное взаимодействие, возникающие межгосударственные отношения можно регулировать способом, подобным тому, которым внутреннее право регулирует гражданские правоотношения, возникающие при столкновении механических транспортных средств. Перенесение этой схемы в сферу межгосударственных отношений имеет солидные теоретические предпосылки. Космический объект трактуется Конвенцией как источник повышенной опасности международного космического права, вследствие чего вводится норма об «абсолютной ответственности». Естественно, в случае вредоносного воздействия двух таких источников повышенной опасности, ответственность должна строиться на вине. При отсутствии же вины с обеих сторон ответственность не наступает.
|
|