|
§ 3. Принципы международного космического права
Говоря о принципах международного космического права прежде всего необходимо отметить, что любая индивидуальная или коллективная деятельность государств или международных организаций по исследованию и освоению космического пространства должна прежде всего соответствовать основным (общим) принципам современного международного права. Основные принципы международного права — это концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отноше- ний по поводу наиболее важных вопросов международной жизни. Таким образом, принципы международного права — это по содержанию такие же нормы, но по сравнению с другими международно-правовыми нормами составляющие фундамент международного правопорядка. Так, ст. 2 Устава ООН обязывает эту организацию и ее членов действовать в соответствии с определенными принципами, к числу которых относятся: — суверенное равенство всех членов; — добросовестное выполнение обязательств по Уставу; — разрешение международных споров мирными средствами; — отказ от угрозы силой или ее применения в международных отношениях; — отказ от помощи любому государству, против которого ООН предпринимает меры превентивного или предупредительного характера, и оказание помощи ООН в осуществлении таких мер; — обеспечение действий государств — нечленов ООН, в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности; — невмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. Отражение этих принципов в Уставе Организации Объединенных Наций придает им силу юридически обязательных норм поведения. Все принципы международного космического права и международные договоры не должны противоречить основным принципам международного права в силу их императивности. Рассматриваемые нами принципы международного космического права — это отраслевые принципы, так как они касаются установления основных правовых положений в сфере космической деятельности, которая регулируется нормами одной из отраслей международного публичного права. Основные принципы международного космического права закреплены в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. В этом Договоре получили свое конкретное развитие принципы, которые были сформулированы в Резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, от 20 декабря 1961 г., 14 декабря 1962 г. и 17 октября 1963 г., а также в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН об основных принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, от 13 декабря 1963 г. Принципы космического права нашли также свое отражение в Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, от 5 августа 1963 г., подписанном в Москве. В соответствии с перечисленными документами и Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г., основными принципами международного космического права являются следующие: 1. Свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел. Статья I Договора по космосу 1967 г. устанавливает, что исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации. 2. Запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел. В соответствии со ст. II Договора по космосу, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. 3. Осуществление деятельности по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел в соответствии с основными принципами международного права, включая основные принципы Устава ООН. Статья III Договора по космосу предусматривает, что государства должны осуществлять деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций. 4. Использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях и запрещение размещения в космическом пространстве объектов с оружием массового уничтожения. В ст. IV Договора по космосу говорится, что государства- участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений, испытаний любых типов оружия и проведение военных маневров. 5. Сохранение суверенных прав государств на запускаемые ими космические объекты. Этот принцип закреплен в ст. VIII Договора по космосу, предусматривающей, что государство-участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. 6. Международная ответственность государств за национальную деятельность в космосе, в том числе и за ущерб, причиненный космическими объектами. Этот принцип закреплен в ст. VI Договора по космосу, где предусматривается, что государства-участники Договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами. Именно государство отвечает «за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в настоящем Договоре...». 7. Предотвращение потенциально вредных последствий экспериментов в космическом пространстве и на небесных телах. Этот принцип закреплен в ст. IX Договора по космосу, где говорится, что государства-участники Договора, осуществляют изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества. Проблема предотвращения потенциально вредных последствий и загрязнения космоса включает в себя также проблему предотвращения радиоактивного, биологического, химического и других видов заражения космоса. 8. Оказание помощи экипажу космического корабля в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки. Этот принцип закреплен в ст. V Договора по космосу, где прямо говорится: государства-участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. 9. Содействие международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства и небесных тел. Договор по космосу устанавливает, что для содействия международному сотрудничеству в исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, участники Договора будут на равных основаниях рассматривать просьбы других государств-участ- ников Договора о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом космических объектов, запускаемых этими государствами. Характер и условия предоставления упомянутой возможности определяются по соглашению между заинтересованными государствами (ст. X Договора). Перечисленные принципы международного космического права охватывают наиболее общие правила поведения государств, которыми они должны руководствоваться в своей космической деятельности. Они, в свою очередь, отражают и специфическую направленность и особенность международного космического права как отдельной отрасли общего современного международного права.
|
|