Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 4. Правовое регулирование вопросов охраны природной среды небесных тел

  Активизация деятельности по освоению Луны и ближайших к нам небесных тел может вызвать определенные изменения сформировавшегося там природного равновесия. По мнению ученых, на нынешнем уровне знаний человечество не сможет предусмотреть все последствия «вторжения» на небесные тела. Полагают, что любой запуск космического объекта на другое небесное тело оказывает на него определенное воздействие.
  Поэтому государства, руководствуясь в своей космической деятельности принципом свободы исследования небесных тел, обязаны исследовать и осваивать Луну и другие небесные тела исключительно «разумными способами». В ходе своей деятельности они должны «избегать вредного загрязнения небесных тел» (ст. IX Договора по космосу) и принимать меры для предотвращения нарушения сформировавшегося равновесия среды небесного тела вследствие внесения неблагоприятных изменений в эту среду, ее вредоносного загрязнения вследствие доставки посторонних для этой среды веществ или каким-либо иным путем (п. 1 ст. 7 Соглашения о Луне).
  В отношении небесных тел проблема предотвращения их заражения и засорения приобретает особое значение при сооружении на небесных телах постоянных автоматических и обитаемых станций. Экспериментальные исследования на этих станциях должны проводиться таким образом, чтобы не вызывать вредного заражения района станции, а также чтобы не вызывать потенциально вредных последствий для деятельности других станций. В интересах науки должно быть предусмотрено проведение мероприятий по стерилизации объектов, запускаемых на Луну и другие небесные тела, и объектов, возвращающихся на Землю.
  Что же следует понимать под заражением и засорением небесных тел, к которому приводит проведение потенциально вредных экспериментов?
  Отечественный юрист профессор Г.П. Жуков под потенциально вредными последствиями экспериментов в космосе имеет в виду также действия, «которые могут принести ущерб делу изучения и использования космического пространства в мирных целях или затронуть интересы всего человечества». И далее он говорит о необходимости выработать нормы космического права, «запрещающие или ограничивающие проведение в космосе потенциально вредных научных и технических экспериментов, способных вызвать изменения естественной среды Земли, небесных тел и космического пространства. Эти эксперименты могут также повредить будущим научным исследованиям и опытам, а также интересам других государств и условиям человеческой жизни».
  Проблема предотвращения потенциально вредных экспериментов встала перед учеными уже в начальный период исследований небесных тел.
  Широкому обсуждению подверглась проблема загрязнения и необходимости выработки международного кодекса для предотвращения межпланетного заражения в рамках Международной федерации астронавтики (МАФ), созданной в 1951 г. Еще в 1956 г. на VII Конгрессе МАФ в Риме было предложено разрешить проблему межпланетного заражения в плане принятия необходимых правил космических исследований. С началом запусков объектов в космическое пространство МАФ осуществляла функции по международной координации усилий в области научных и технических аспектов предотвращения межпланетного заражения.
  На своем X Конгрессе в 1959 г. МАФ детально обсуждала вопрос о стерилизации космических аппаратов для предотвращения внеземного биологического заражения.
  В 1960 г. МАФ учредила Международный институт космического права, которому было поручено изучить также и вопрос о регламентирующих мерах по предотвращению заражения Земли и небесных тел.
  Проблемами предотвращения потенциально вредных последствий экспериментов в космическом пространстве занимался Комитет по вопросам заражения в результате внеземных исследований (СЕТЕКС), созданный в марте 1958 г.
  Международным советом научных союзов. В ходе его деятельности был принят документ, который призывал к скорейшей разработке международного кодекса для предотвращения опасности заражения в результате осуществления космических исследований.
  В марте 1959 г. СЕТЕКС передал свои полномочия Комитету по исследованию космического пространства (КОСПАР).
  Опасности, связанные с исследованием космического пространства и небесных тел, в первую очередь грозят «посланцам человечества в космос», которые сознательно идут на риск ради достижения высоких целей науки. При проведении любого вида экспериментов в космосе и на небесных телах вопрос об исключении опасных для жизни и здоровья космонавтов экспериментов должен стоять на первом месте. Такими экспериментами могут явиться действия, чреватые биологическим, радиоактивным или химическим заражением небесных тел. Против подобного заражения государства, запускающие объекты на небесные тела или в направлении небесных тел, должны принимать соответствующие меры предосторожности.
  В связи с тем, что на настоящий момент экспедиции человека на поверхность небесного тела уже стали реальностью, обоснованные опасения вызывает проблема перенесения микроорганизмов с небесных тел на Землю. В связи с этим, как считают ученые, уже сейчас следует предусмотреть меры безопасности в отношении космонавтов, возвращающихся из космических рейсов, в особенности, посетивших какое-либо небесное тело. В зарубежной литературе рассматривались вопросы возможности занесения в земную среду внеземных микроорганизмов. При этом отмечалось, «при периоде размножения в 30 минут и возможности быстрого распространения при помощи ветра и течений простая бактерия может занять питательную среду размером с земной шар в течение нескольких дней или недель, причем ограничить ее распространение может только нехватка питательных элементов». Совершенно очевидно, что в этих условиях локализация последствий возможного вредного заражения земной среды представляла бы собой чрезвычайно трудную, если не невыполнимую задачу.
  Ядерные испытания в космическом пространстве вызывают очень серьезные последствия. Продукты радиоактивного распада, находящиеся в околоземном космическом пространстве, бомбардируют поверхность Земли на протяжении десятков лет, увеличивая радиационный фон. Кроме того, возникающие в результате ядерных экспериментов искусственные радиационные пояса наряду с существующими естественными поясами радиации повышают опасность для космических полетов. Продукты радиоактивного распада могут выпадать и в зоне небесных тел и вызывать там изменение естественных условий.
  Радиация может исходить и от источника питания радиоаппаратуры, установленного на космическом объекте или на поверхности небесного тела. В связи с перспективой использования на космических объектах ядерных установок в качестве ракетных двигателей и энергетических источников возникает необходимость разработать специальные меры по предотвращению возможности заражения.
  Установлено, что некоторые отработанные продукты ракет, содержащие соединения водорода, воды, углерода и азота, и, может быть, фтора, алюминия, циркония, бора и других элементов могут вызвать разложение озона, слои которого поглощают губительные для жизни ультрафиолетовые излучения. Следовательно, подобные исследования могут повлечь за собой практические последствия, в том числе серьезного военного значения.
  Принимая во внимание все сказанное, под заражением и загрязнением космического пространства и небесных тел следует понимать любые действия, намеренные или ненамеренные, которые могут вызвать изменение естественной среды Земли, космического пространства и небесных тел и тем самым нанести ущерб интересам науки в деле изучения и использования космоса, а также вызвать угрозу для жизни на Земле или на других небесных телах.
  Научные эксперименты, носящие потенциально вредный характер, должны быть поставлены под самый строгий правовой контроль, должны предварительно обсуждаться всеми заинтересованными государствами и только после таких международных консультаций проводиться при строгом соблюдении всех необходимых мер предосторожности.
  В соответствии с этим в ст. 6 Декларации основных принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства от 13 декабря 1963 г. говорится: «При исследовании и использовании космического пространства государства должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи и должны осуществлять всю свою деятельность в космическом пространстве с должным учетом соответствующих интересов других государств. Если какое-либо государство имеет основания полагать, что деятельность в космосе или эксперимент, запланированный этим государством или гражданами этого государства, создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств в деле мирного исследования и использования космического пространства, то оно должно провести соответствующие международные консультации, прежде чем приступить к такой деятельности или эксперименту». Такой консультации относительно проведения данного эксперимента могут потребовать и другие заинтересованные государства.
  Несмотря на некоторую расплывчатость приведенного положения Декларации, провозглашение его имело важное значение для дальнейшей работы над правовым регулированием космической деятельности.
  Комитет ООН по космосу по рекомендациям своего Научно-технического подкомитета представил ХХ сессии Генеральной Ассамблеи ООН доклад, на основе которого последняя 20 декабря 1965 г. приняла резолюцию 2130 (ХХ), одобрявшую рекомендации Подкомитета относительно предотвращения экспериментов, имеющих потенциально вредные последствия. Подкомитет, в частности, рекомендовал запрашивать от Консультативной группы КОСПАР научный анализ качественных и количественных предполагаемых экспериментов и тщательно изучать результаты этого анализа. Подкомитет предлагал также, чтобы КОСПАР информировал Комитет ООН по космосу о результатах произведенных Консультативной группой анализов. Эта процедура, как подчеркивалось, не препятствовала проведению международных консультаций, предусмотренных Декларацией.
  Положения ст. 6 Декларации были почти дословно воспроизведены в ст. IX Договора по космосу. Однако и Договор по космосу не предусматривает конкретных мероприятий для предотвращения потенциально вредных последствий. Он устанавливает только общие принципы, которыми государства должны руководствоваться, решая эту проблему.
  В развитие общего принципа предотвращения потенциально вредных последствий космической деятельности, провозглашенного Договором по космосу (ст. IX), Соглашением о Луне 1979 г. предусмотрены меры по предотвращению нарушения сформировавшегося равновесия лунной среды вследствие внесения неблагоприятных изменений в эту среду, а также внесения неблагоприятных изменений в окружающую среду Земли вследствие доставки внеземного вещества или каким-либо иным путем. Указанные положения приобретают особое значение в свете ст. 4 этого Соглашения, обязывающей государства уделять должное внимание «интересам живущих и будущих поколений», направленной на обеспечение сохранения единственного спутника Земли в таком состоянии, чтобы не только живущие, но и далекие будущие поколения могли пользоваться благами, полученными в результате освоения Луны.
  Статья 5 Соглашения содержит положение о возможности создания «международных научных заповедников» в районах Луны, представляющих особый научный интерес, которые без ущерба для прав других государств можно было бы объявить такими заповедниками, в отношении которых в консультации с компетентными органами ООН должны быть согласованы «специальные защитные меры» (п. 3).
  Из многих других дискуссионных проблем международного космического права, связанных с деятельностью на небесных телах, следует упомянуть охрану окружающей среды небесных тел.
  Американские юристы П. Стерн и Л. Теннен пишут, что этот вопрос волновал ученых с тех самых пор, когда началось исследование космоса. Рассмотрев существующее внутреннее законодательство, а также положения международных соглашений, касающихся этой проблемы, они приходят к выводу, что правовое регулирование охраны окружающей среды небесных тел серьезно отстает от развития техники, несмотря на то, что мировое сообщество признает необходимость решения этой проблемы. Американские юристы считают целесообразным, чтобы Комитет ООН по космосу и его Юридический и Научнотехнический подкомитеты занялись рассмотрением этого вопроса, исходя из того, что «космос должен быть сохранен в естественном состоянии, насколько это возможно, а вторжение в его среду было бы минимальным». И если в настоящее время, замечают авторы, нет острой необходимости в заключении специального международного договора по этому вопросу, было бы полезным уже сейчас дополнить и развить принципы Договора 1967 г. в целях урегулирования проблемы охраны небесных тел, установленных карантинных стандартов и т. д. Полномочия же по осуществлению мер по охране среды небесных тел можно было бы передать таким организациям, как КОСПАР или ООН, либо универсальному космическому агентству, если оно будет создано.
  Опасения американских авторов достаточно обоснованы. Действительно, в условиях научно-технического прогресса использование новых космических средств, как выясняется, может оказывать вредное воздействие на окружающую среду, порождая серьезные экологические проблемы.
  В свое время высказывались идеи превращения Луны в место свалки радиоактивных отходов, если она окажется непригодной для заселения. Реализация такого плана явно недопустима, так как она привела бы к радиоактивному заражению единственного спутника Земли и лишила бы возможности изучения и использования Луны в других целях. Значительное воздействие на окружающую среду Луны может оказать разработка ее ресурсов, считают американские юристы А. Мур и Дж. Липарт.
  В соответствии со ст. IX Договора по космосу государства при осуществлении космической деятельности, в том числе и на Луне, обязаны предотвращать потенциально вредные последствия экспериментов в космосе и с этой целью в случае необходимости принимать соответствующие меры.
  Соглашение о деятельности государств на Луне 1979 г. содержит положение, предусматривающее принятие мер по предотвращению нарушения сформировавшегося равновесия лунной среды «вследствие внесения неблагоприятных изменений в эту среду», «ее вредоносного загрязнения вследствие доставки посторонних для этой среды веществ или каким- либо иным путем» (п. 2 ст. 7). Государства обязаны, кроме того, заблаговременно уведомлять Генерального секретаря ООН обо всех случаях «размещения ими радиоактивных материалов на Луне и о целях такого размещения» (п. 2 ст. 7). Отсюда следует, что определенные шаги в целях сохранения экологии космического пространства и небесных тел уже сделаны. Вместе с этим, несомненно, требуется выработка специального международного документа, конвенции или соглашения. В работе над таким соглашением необходимо участие специалистов самого широкого профиля — биологов, физиков, медиков, геологов, метеорологов и представителей многих других отраслей знаний, так как сохранение равновесия в природе и возможность изучения Вселенной без всяких искусственно созданных помех касается и беспокоит ученых любой отрасли науки.


 
© www.txtb.ru