Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2. Судоустройственные принципы

  Принцип осуществления правосудия только судом - правило, согласно которому реализация полномочий, отнесенных к ведению органов судебной власти, может осуществляться только судами, созданными в соответствии с законом. В силу ст. 118 Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом. Никакие государственные органы и общественные организации не вправе заниматься судебной деятельностью и пытаться разрешать дела, отнесенные законом к исключительному ведению суда. Только арбитражный суд вправе осуществлять правосудие по делам в сфере хозяйственной юрисдикции, отнесенной к его ведению.
  Разрешение правовых вопросов иными органами в рамках их компетенций, например третейскими судами, правосудием не является.
  Принцип независимости судей - правило установленное ст. 120 Конституции РФ, согласно которому судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
  Этот принцип означает, что никто не вправе вмешиваться в судебную деятельность по разрешению конкретных дел, пытаться оказать на судью давление. Никакие государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, должностные лица или граждане не вправе указывать суду, как разрешить конкретное дело. Судьи действуют самостоятельно как при установлении обстоятельств дела, так и при оценке доказательств.
  Согласно ст. 1 Закона РФ от 26.06.92 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», судьи в своей деятельности никому не подотчетны. Проявление неуважения к суду, судьям, влечет установленную законом ответственность.
  Гарантии независимости судьи обеспечивается:
  - их несменяемостью;
  - предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
  - запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
  - установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
  - правом судьи на отставку;
  - неприкосновенностью судей и возможностью привлечения к уголовной ответственности только в порядке, предусмотренном федеральным законом;
  - системой органов судейского сообщества;
  - предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
  Принципы независимости судей и подчинения их только закону связаны внутренним единством, так как независимость судей обусловлена их подчиненностью только закону, а подчиненность их только закону, в свою очередь, возможна только при условии их независимости.
  Принцип гласности судебного разбирательства - правило, установленное ст. 123 Конституции РФ, согласно которому разбирательство дел в арбитражных судах - открытое. Слушание дел в закрытом заседании возможно лишь в случаях, предусмотренных законом.
  Принцип гласности имеет воспитательное значение. Открытость разбирательства дел означает, что любое лицо вправе присутствовать в зале суда (с соблюдением порядка, установленного в ст. 154 АПК). Стороны, иные лица, участвующие в деле, открыто представляют свои доказательства, доводы суду, с ними вправе ознакомиться все участвующие в деле лица; в зале, где рассматривается дело, могут присутствовать представители СМИ и т. д.
  Закрытое судебное заседание допускается в случаях:
  - если открытое рассмотрение дела может привести к разглашению государственной тайны, т. е. защищаемых государством сведений в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 1 Закона о государственной тайне);
  - сохранения коммерческой тайны, если суд своим определением удовлетворил ходатайство лица, участвующего в деле (например, ответчика), ссылающегося на необходимость ее сохранения. При этом нужно иметь в виду постановление Правительства РФ от 05.12.91 № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»;
  - сохранения иной тайны - в том случае, если суд своим определением удовлетворил ходатайство участвующего в деле лица о необходимости ее сохранения. Например, налоговая тайна (ст. 102 НК), профессиональная тайна (адвокатская, врачебная), банковская тайна, служебная тайна;
  - если слушание дела в закрытом заседании предусмотрено в нормах федеральных законов. Примером может служить ст. 23 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
  В любом случае, если разбирательство дела происходит в закрытом заседании, суд должен соблюдать все правила судоустройства в полном объеме.
  В качестве своеобразных гарантий соблюдения законности и объективности при рассмотрении дела в закрытом заседании в ч. 5, 7, 8 ст. 11 АПК установлено, что и в закрытом судебном заседании присутствуют все участвующие в деле и их представители, а в случаях, предусмотренных АПК, например, ст. 55-57, 86-88 АПК - эксперты, переводчики, свидетели.
  Лицам, присутствующим в закрытом судебном заседании, также объявляется вынесенный по делу судебный акт.
  Принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел означает, что согласно ст. 17 АПК в зависимости от категории дел и ряда других критериев разбирательство дела в арбитражном судопроизводстве осуществляется судьей единолично либо арбитражным судом в коллегиальном составе.
  В силу прямого указания АПК единолично судьей рассматриваются дела:
  - об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (ч. 1 ст. 200 АПК);
  - о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (ч. 1 ст. 205 АПК);
  - об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (ч. 1 ст. 210 АПК);
  - о взыскании обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 215 АПК);
  - об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ч.1 ст. 221 АПК);
  - рассматриваемые в порядке упрощенного производства (ч. 2 ст. 228 АПК) заявления об отмене решения третейского суда (ч. 1 ст. 232 АПК),
  - заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ч. 1 ст. 238 АПК);
  - заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения (ч. 1 ст. 243 АПК) и другие дела, за исключением дел, указанных в ч. 2 ст. 17 АПК.
  При коллегиальном рассмотрении дел в первой инстанции в состав суда должно входить трое судей или один судья и два арбитражных заседателя.
  Принцип равенства участников арбитражного процесса перед законом и судом - правило, установленное ст. 7 АПК, в соответствии с которым арбитражное правосудие осуществляется на началах равенства организаций и граждан независимо от каких-либо признаков и критериев. В ст. 19 Конституции РФ указано, что все равны перед судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
  По АПК принцип равенства организаций и граждан перед законом и арбитражным судом действует во всех стадиях процесса.
  Правовое положение любого участника арбитражного процесса определяется лишь его процессуальным положением (истец, ответчик, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, свидетель, эксперт) и не зависит от того, кто является участником процесса. Организации и граждане, занимающие одно и то же процессуальное положение в арбитражном процессе, всегда наделяются одинаковыми правами. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
  Принцип государственного языка судопроизводства — правило, правило, согласно которому судопроизводство в арбитражном суде ведется на государственном - русском языке, а лицам, не владеющим языком, обеспечивается возможность перевода с целью понимания ими совершаемых процессуальных действий. В соответствии с ч. 1 ст. 68 20
  Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 26 Конституции РФ каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения. В развитие этих конституционных положений в ч. 3 ст. 10 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
  Статус переводчика закреплен в ст. 57 АПК, а условия оплаты его труда по переводу - в ст. 106, 107, 109 АПК. АПК не предусматривает специальных квалификационных требований к переводчику, в данном качестве вправе выступать лица, имеющие специальный диплом либо квалификацию переводчика или владеющие языком в степени, достаточной для обеспечения адекватного перевода. Оплата услуг переводчика должна производится за счет средств федерального бюджета в том случае, если переводчик назначен по инициативе арбитражного суда.


 
© www.txtb.ru