|
Тема 18. Плата за жилье и коммунальные услуги
Учебные вопросы: 1. Плательщики за жилье и коммунальные услуги. 2. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. 3. Получатели платы за жилое помещение и коммунальные услуги. 4. Определение размера платы за пользование жилым помещением и коммунальными услугами. 5. Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
1. Плательщики за жилье и коммунальные услуги Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; 5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
2. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги является принципиальной новеллой Жилищного кодекса. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В зависимости от правового статуса пользователя жилого помещения Жилищный кодекс устанавливает разную структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Наниматель по договору социального найма платит за: 1) пользование жилым помещением; 2) за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) за коммунальные услуги. Собственник жилого помещения в многоквартирном доме платит: 1) за содержание и ремонт жилого помещения, включающих в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы: 1) на их содержание и ремонт; 2) оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
3. Получатели платы за жилое помещение и коммунальные услуги Жилищный кодекс (ст. 155) дифференцирует субъектов, получающих плату за жилье и коммунальные услуги в зависимости от статуса пользователя жилым помещением. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления. Оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Жилищный кодекс устанавливает гражданско-правовую ответственность за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Должники обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
4. Определение размера платы за пользование жилым помещением и коммунальными услугами Внесение платы за жилые помещения регламентируется также Правилами оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30. 07. 2004 г. № 392. В основу определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда положены величина занимаемой общей площади жилого помещения, качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома. Размер вышеуказанной платы устанавливают органы местного самоуправления, а в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти субъекта. Размер платы за жилое помещение и коммунальные платежи регламентируется также Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Правительством РФ от 17.02.2004 г. № 89. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, специализированного потребительского кооператива, собственников жилых помещений, не являющихся членами кооператива или товарищества, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, определяется соответственно органами управления товарищества собственников жилья, органами управления специализированного потребительского кооператива, либо уставом последнего, общим собранием собственников помещений в таком доме. На собственников жилых помещений в многоквартирном доме возлагаются обязанности об оплате расходов на капитальный ремонт дома. Оплачивать расходы на капитальный ремонт должны все собственники с момента возникновения права собственности на помещение в этом доме. Бремя расходов собственника по содержанию общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из размера доли в праве общей собственности на это имущество. Органы местного самоуправления, а в Москве и Санкт- Петербурге органы государственной власти, имеют право установить размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, если их собственники не договорились о такой плате. Граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма, признанные малоимущими, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением. Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт- Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). Порядок определения указанных нормативов и правила предоставления коммунальных услуг устанавливает Правительство Российской Федерации. В настоящее время они содержатся в Постановлении Правительства РФ от 26.09. 1994 г. N° 1099. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). Порядок исчисления тарифов устанавливается Федеральным Законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ. Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109. Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги. Правительство РФ определяет порядок изменения размера платы за коммунальные услуги, в случае их ненадлежащего качества, предоставления с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
5. Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищнокоммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры указанных стандартов устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Субсидии предоставляются: 1) пользователям жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) нанимателям по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) членам жилищных кооперативов; 4) собственникам жилых помещений. Субсидии предоставляются органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением вышеуказанным категориям граждан на основании их заявлений, с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании. Предоставление субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, например, действует Федеральный закон от 25.06.2004 г. № 305 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Федеральный закон от 25.11. 2004 г. № 680 «О предоставлении в 2004 году средств федерального бюджета на жилищные субсидии граждан, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, а для городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга - из бюджетов данных субъектов Российской Федерации. Размер субвенции из бюджета субъекта Российской Федерации рассчитывается исходя из статистической информации о распределении населения муниципального образования относительно уровней среднедушевых доходов и из региональных стандартов: 1) нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий; 2) стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированной по муниципальным образованиям; 3) максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджетов всех уровней. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам.
Литература: Нормативно - правовые акты: 3, 14, 25, 26, 27, 28, 34, 36, 44, 51, 54, 55, 56. Основная: 5, 6, 8. Дополнительная: 17.
Контрольные вопросы: 1. Кто является плательщиками платы за жилье и коммунальные услуги? 2. Кто является получателем платы за жилье и коммунальные услуги? 3. Какие подходы существуют при определении размера платы за пользование жилым помещением и коммунальными услугами? 4. Раскройте основания и порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
|
|