Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3. Управление наукой

  Государственная научно-техническая политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
  Из этого определения, изложенного в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», следует, что данный Закон разделяет всю творческую научную деятельность на два вида: научную и научно-техническую.
  Научная (научно-исследовательская) деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
  а) фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
  б) прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
  Научно-техническая деятельность — деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
  Фундаментальная наука должна быть предметом особой заботы государства, также как оборона и безопасность государства, образование и культура. Без фундаментальных исследований прикладные проекты не могут развиваться и быть конкурентоспособными. Фундаментальная наука всегда финансировалась из федерального бюджета, так как ее разработки, хотя и являются перспективными, но не обещают быстрой окупаемости.
  Фундаментальная наука непосредственно не создает товаров, она создает интеллектуальные ресурсы, обеспечивающие принципиально новые основы технологического, экономического и социального развития. Ее достижения реализуются прикладной (отраслевой) наукой.
  Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. № 605 утверждена федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы».
  Фундаментальные и прикладные научно-технические исследования проводят научные организации. Научной организаций признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научнуюи научнотехническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.
  Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации (институты), научно-исследовательские образовательные учреждения высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную или научно-техническую деятельность.
  В целях регулирования отношений в сфере науки Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации организуют государственную аккредитацию научных организаций и выдают им свидетельства о государственной аккредитации.
  При этом свидетельство о государственной аккредитации выдается только той научной организации, объем научной деятельности которой составляет не менее 70 % общего объема выполняемых указанной организацией работ и уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.
  Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов и других льгот, установленных для научных организаций законодательством РФ.
  Научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации, научная или научно-техническая деятельность которой получила международное признание, Правительством РФ может присваиваться статус государственного научного центра.
  В систему научных организаций входят:
  — академии наук Российской Федерации, имеющие государственный статус. Это — Российская академия наук (РАН), ее региональные отделения — Дальневосточное отделение РАН, Сибирское отделение РАН, Уральское отделение РАН;
  — отраслевые академии наук: Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств;
  — научно-исследовательские институты, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские и иные организации, осуществляющие научную или научно-техническую деятельность.
  Академии наук, имеющие государственный статус, создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента РФ или Правительства РФ.
  В Российскую академию наук, отраслевые академии наук входят научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы.
  Структура РАН и отраслевых академий наук, порядок деятельности и финансирования входящих в них научных организаций определяются уставами указанных наук.
  Кроме того, перечень предприятий, учреждений и организаций, подведомственных РАН, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 826.
  Российская академия наук является самоуправляемой организаций, действующей на основе законодательства РФ и своего устава. РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством РФ источников.
  Правительство РФ принимает меры, направленные на улучшение работы и финансирование РАН, общее число членов (академиков и член-корреспондентов) которой составляет 1350. Так, Правительством РФ были приняты постановления в 1998-й, 2000-й и последующие годы об упорядочении условий труда членов академии, ее президиума и работников аппарата РАН, отраслевых академий наук, что создает определенные социальные гарантии их жизни и деятель- ности.236
  В целях обеспечения условий повышения конкурентноспособности российской экономики в XXI в. на основе производства наукоемкой продукции и использования высоких технологий в реальном секторе экономики Правительством РФ 18 июня 1999 г. принято постановление № 651 «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий».
  Статус такого научного центра присваивается Правительством РФ научным организациям, осуществляющим научно-техническое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологических отраслей реального сектора экономики. Присвоение статуса центра означает предоставление государственного обеспечения его научно-технической и образовательной деятельности при условии выполнения им обязательств по решению конкретных задач.
  Таких всемирно известных государственных научных центров немного, например Курчатовский научный центр.
  В Санкт-Петербурге имеется Научный центр РАН, который объединяет 24 института РАН (мозга человека им. акад. И. П. Павлова, ядерной физики им. Б. П. Константинова и др.), семь научных учреждений РАН (Главная астрономическая обсерватория в Пулково, НИЦ экономической безопасности, НТЦ микроэлектроники при Физико-техническом институте им. А. Ф. Иоффе) и двенадцать филиалов и отделений московских институтов РАН.
  Результаты выполненных с использованием средств федерального бюджета научных исследований Российской академии наук и отраслевых академий наук передаются государству в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  Кроме того, академии наук ежегодно представляют Президенту РФ и Правительству РФ отчеты о проведенных научных исследованиях и научных и научно-технических результатах.
  7 апреля 1999 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».238 Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом РФ по представлению Правительства РФ на срок до 25 лет. При этом утверждаются приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной (внедренческой) деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, а также программа развития наукограда, в которой определяются меры государственной поддержки данного наукограда с учетом его специфики. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда не изменяет формы собственности и организационно-правовой формы организации научно-производственного комплекса наукограда.
  Критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и порядок рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса утверждены постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1072.
  В соответствии с установленным порядком, например, городу Обнинску Калужской области Указом Президента РФ от 6 мая 2000 г. № 821 присвоен статус наукограда Российской Федерации и утверждена программа его развития на 2000-2004 годы.
  Существенную роль в развитии науки играют высшие учебные заведения профессионального образования. Вузовские ученые руководят подготовкой научных кадров, пишут учебники, учебные пособия, монографии, научные статьи. Кроме того, они выполняют научную работу по договорам с министерствами и ведомствами, участвуют в подготовке нормативных документов, работают в качестве экспертов и научных консультантов в органах государственной власти.
  Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2001 г. № 660 утверждена федеральная целевая программа «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы». Цель программы — развитие научно-технического и кадрового потенциала России и адаптация его к рыночной экономике; формирование нового мышления в постиндустриальном обществе; быстрейшее внедрение результатов научной деятельности в практику.
  В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» закреплено, что управление научной и научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.
  Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти ее субъектов, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществлению межотраслевой координации научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и техники.
  Управление научной и научно-технической деятельностью осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.
  Органы государственной власти, учреждающие государственные научные организации:
  — утверждают уставы государственных организаций;
  — осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества;
  — осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
  Указанным Федеральным законом разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики.
  Непосредственным органом государственного управления в области науки (до выхода Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») являлось Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
  С 2004 г. регулирование отношений в области науки возложено на Министерство образования и науки, в ведении которого находится Федеральное агентство по науке и инновациям, Положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 281. Данным постановлением установлено, что агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции (за исключением функций по контролю и надзору) в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.
  Кроме того, в ведении Министерства образования и науки находится Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 299.
  Положением определено, что данная служба осуществляет прием заявок на объекты интеллектуальной собственности, их рассмотрение, экспертизу и выдачу патентов Российской Федерации на изобретение, полезную модель, свидетельств об официальной регистрации программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем и других свидетельств.

Библиографический список

  Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 43.
  Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании»//СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.
  Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 12-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»//Там же. 1996. № 35. Ст. 4135.
  Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»//Там же. 1996. № 35. Ст. 4137; 1998. № 30. Ст. 3607; № 51. Ст. 6271; 2000. № 2. Ст. 162; 2001. № 1. Ч. 2. Ст. 20.
  Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»//Там же. 2000. № 16. Ст. 1639.
  Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»//Там же. 2000. № 33. Ст. 3348.
  Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»//Там же. 2004. № 11. Ст. 945.
  Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»//Там же. 2004. № 21. Ст. 2023.
  Постановление Правительства РФ от 23 мая 1995 г. № 498 «О развитии системы высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации»//Там же. 1995. № 22. Ст. 2070.
  Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1473 «Об утверждении перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается»// Там же. 1997. № 48. Ст. 5556.
  Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения. Утв. постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. № 1323//Рос. газета. 1999. 31 дек.
  Положение о лицензировании образовательной деятельности. Утв. постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796// СЗ РФ. 2000. № 43. Ст. 4249.
  Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации. Утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 280//Там же. 2004. № 25. Ст. 2562.
  Положение о Федеральном агентстве по образованию. Утв. постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 288//Там же. 2004. № 25. Ст. 2570.
  Постановление Правительства РФ от 21 января 2005 г. № 36 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования»//Там же. 2004. № 5. Ст. 387.
  Приказ Минобрнауки России от 10 марта 2005 г. № 65 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов»//Рос. газета. 2005. 22 апр.


 
© www.txtb.ru