Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 2. Конституционный Суд Российской Федерации

  Конституционный Суд Российской Федерации был создан в Российской Федерации в 1991 г. Его предшественником можно считать Комитет конституционного надзора СССР, который просуществовал с 1989 по 1991 гг. Первый период деятельности Конституционного Суда Российской Федерации закончился в октябре 1993 г. Вскоре после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. на ее основе 21 июня 1994 г. был принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», в связи с чем утратил силу прежний закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР».
  Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, он самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия придаются ему в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Одна из наиболее характерных черт статуса Конституционного Суда Российской Федерации состоит в том, что он призван решать исключительно вопросы права, что служит своеобразной преградой для вторжения в его деятельность политики.
  Состав и порядок избрания Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд состоит из 19 судей. На них распространяется общее законодательство о правовом положении судей, но есть и определенные особенности.
  Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Предложения о кандидатах на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президентом Российской Федерации, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа голосов членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Регламентом Совета Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда. Судья приносит присягу, текст которой установлен Федеральным конституционным законом.
  Федеральный конституционный закон определяет, что полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.
  Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены, в частности, при:
  - нарушении порядка его назначения, установленного Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом;
  - вынесении в отношении судьи Конституционного Суда обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
  - совершении поступка, порочащего честь и достоинство судьи Конституционного Суда Российской Федерации;
  - уклонении от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин и др.
  Структура и организация Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.
  Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно девять и десять судей.
  В пленарном заседании Конституционный Суд вправе рассматривать любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях он разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституции республик и уставов других субъектов Российской Федерации; дает толкование Конституции Российской Федерации; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
  В пленарных заседаниях также избираются из числа членов Конституционного Суда Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда, судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации, формируются персональные составы палат Конституционного Суда, принимается Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и некоторые другие вопросы, определенные в статье 21 Федерального конституционного закона. Названные должностные лица Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.
  Председатель Конституционного Суда Российской Федерации руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда Российской Федерации и председательствует на них; вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Он представляет Конституционный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами Российской Федерации, другими организациями и общественными объединениями Российской Федерации. С заявлениями от имени Конституционного Суда Председатель Конституционного Суда Российской Федерации вправе выступать только по уполномочию Конституционного Суда.
  Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.
  Конституционный Суд Российской Федерации обладает так называемой «связанной» компетенцией, что означает возможность осуществления Конституционным Судом своих полномочий только по запросам или жалобам лиц, упомянутых в Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд, следовательно, не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе. Он, однако, может самостоятельно решить вопрос об использовании права законодательной инициативы по вопросам его ведения, что предусмотрено частью 1 статьи 204 Конституции Российской Федерации.
  Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации состоит из четырех групп конституционных полномочий, которые определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и детализированы в статье 3 Федерального конституционного закона. Это:
  1. Проверка конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов государственной власти, граждан и судов).
  2. Разрешение споров о компетенции.
  3. Толкование Конституции Российской Федерации.
  4. Дача заключений о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
  Эти полномочия различаются не только по содержанию, но и по субъектам запроса и жалоб. Существо каждой из указанных групп полномочий и особенности производства по рассмотрению соответствующих категорий дел в том, что:
  1. В порядке контроля Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
  федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных правовых актов государственных органов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
  Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности упомянутых нормативных правовых актов государственной власти и договоров между ними обладают только те органы, которые упомянуты в статье 125 Конституции Российской Федерации: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, одна пятая часть членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение о признании нормативного правового акта или договора либо отдельных их положений соответствующими или не соответствующими Конституции Российской Федерации. Признание нормативного правового акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных правовых актов, основанных на нормативном правовом акте или договоре, признанном неконституционным. Положения этих нормативных правовых актов или договоров не могут применяться судами, другими органами государственной власти и должностными лицами.
  Другая разновидность контроля Конституционного Суда Российской Федерации связана с жалобами граждан и их объединений. Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы государственной власти и лица, указанные в соответствующем федеральном законе. Жалоба принимается Конституционным Судом к рассмотрению в случаях, если в ней сказано, что: закон затрагивает конституционные права и свободы человека и гражданина или если закон уже применен, подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. В этом случае суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации. По итогам рассмотрения жалобы Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение о признании закона либо отдельных его положений соответствующими или не соответствующими Конституции Российской Федерации. В случае если Конституционный Суд признал такой закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данное дело, во всяком случае, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. Аналогичный порядок носит рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов.
  Что касается международных договоров Российской Федерации не вступивших в законную силу, но подлежащих ратификации, и в случае признания их Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными, то с момента провозглашения постановления Конституционного Суда такие не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению, то есть не могут быть ратифицированы, утверждены и не могут вступить в силу для Российской Федерации иным образом.
  2. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
  - между федеральными органами государственной власти;
  - между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  - между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 125 Конституции Российской Федерации).
  Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре названных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также Президент Российской Федерации в случае необходимости использования согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (п. 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации).
  По итогам рассмотрения спора о компетенции Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение, подтверждающее или отрицающее полномочия соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, послужившее причиной спора о компетенции. В случае если Конституционный Суд Российской Федерации признает издание акта не входящим в компетенцию издавшего его органа государственной власти, акт утрачивает силу со дня, указанного в решении Конституционного Суда.
  3. Толкование Конституции Российской Федерации. Право Конституционного Суда Российской Федерации на толкование Конституции Российской Федерации предусмотрено пунктом 5 статьи 125 Конституции Российской Федерации. Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.
  Толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
  4. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Соответствующее право Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрено статьей 93 Конституции Российской Федерации, а порядок его реализации - статьями 107-110 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Обращение с запросом о даче заключения по данному вопросу направляется в Конституционный Суд Российской Федерации Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Запрос допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации: признаков соответствующего преступления.
  Решения Конституционного Суда Российской Федерации.
  Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в пленарном заседании палаты Конституционного Суда Российской Федерации, являются решениями Конституционного Суда Российской Федерации...
  Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2 и 3 о компетенции Конституционного Суда (стр. настоящей главы) именуются постановлениями. Постановления выносятся именем Российской Федерации.
  Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.
  Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принятые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.
  В заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.
  Решения Конституционного Суда Российской Федерации принимаются открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение Конституционного Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвующих в голосовании судей, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом. Решения по спорам о компетенции во всех случаях принимаются большинством голосов.
  Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.
  Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.
  Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого акта.
  Акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
  Изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», принятые Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 года, предусматривают (устанавливают) четкий порядок реагирования Правительства Российской Федерации, Президента Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации: устанавливаются сроки, в течение которых должны быть учтены требования, содержащиеся в решениях Конституционного Суда Российской Федерации; определяется механизм возможной ответственности, предусмотренный федеральным законодательством. Так, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяют нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Механизм ответственности может быть применен к законодательным (представительным) органам государственной власти и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации. Кроме того, Федеральным конституционным законом предусмотрено, что неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную Федеральным законом. В этом случае адресаты ответственности не указаны.


 
© www.txtb.ru