|
§ 5. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации
Структура федеральных органов исполнительной власти не ограничивается только Правительством Российской Федерации. Действующая в настоящее время структура федеральных органов исполнительной власти явилась результатом принятых Президентом Российской Федерации мер по совершенствованию государственного управления. Так, начиная с 20022003 гг., целью совершенствования государственного управления были: оптимизация структуры и упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти; исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; совершенствование правового регулирования разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; совершенствование деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; реформирование государственной службы Российской Федерации. Результаты проделанной работы нашли свое нормативное правовое выражение и закрепление в Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в последующих Указах Президента Российской Федерации, которыми проводилась реорганизация федеральных органов исполнительной власти уже внутри действующей их структуры, включая и Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», которым были значительно скорректированы система федеральных органов исполнительной власти, их отдельные полномочия и основные направления деятельности некоторых федеральных органов исполнительной власти. В результате проделанного совершенствования государственного управления в структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, кроме Правительства Российской Федерации, включены федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства. Что характерно для каждого из видов федеральных органов исполнительной власти? Федеральное министерство - это государственный орган, который представляют собой основную организационную форму государственного руководства экономикой, социально-культурными и административно-политическими процессами жизнедеятельности государства. Иначе говоря, это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Наиболее характерными признаками федерального министерства являются: - его возглавляет федеральный министр, входящий в состав Правительства Российской Федерации; - это федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого распространяется на всю территорию Российской Федерации; - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правового регулирования в установленной сфере; - это федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого строится на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; - это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств; - это федеральный орган исполнительной власти, руководитель которого (федеральный министр) имеет право назначать на должность и освобождать от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств за исключением заместителей федеральных служб; федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации; давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственным соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания; приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом. Деятельность федерального министерства осуществляется на основе сочетания единоначалия и коллегиальности. Федеральное министерство возглавляет единоначальник - федеральный министр. В качестве совещательного органа в министерстве образуется коллегия, в состав которой входят: федеральный министр, заместители федерального министра (по должности), другие руководящие работники федерального министерства. Состав коллегии федерального министерства утверждается Правительством Российской Федерации. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами федерального министра. Федеральный министр от имени министерства издает приказы, инструкции, указания, которые могут быть отменены Правительством Российской Федерации. Правовое положение федерального министерства определяется Положением о федеральном министерстве, которое утверждается, соответственно, Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации. Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы, который, в пределах своей компетенции, издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федеральной службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в установленной сфере может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство также может иметь статус коллегиального органа. В пределах своей компетенции и федеральная служба, и федеральное агентство издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов соответствующего федерального министерства (в структуру которого входит данное федеральное агентство), осуществляющего координацию и контроль деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти. В случае если федеральная служба и федеральное агентство имеют статус коллегиального органа, руководители и члены коллективных органов федеральных органов исполнительной власти назначаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральные службы и федеральные агентства, как правило, включаются в организационную структуру соответствующего федерального министерства. В то же время в структуре федеральных органов исполнительной власти имеются и такие федеральные службы и федеральные агентства, которые не входят в организационную структуру того или иного федерального министерства. Поэтому одной из особенностей правового положения федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств является особый порядок руководства этими федеральными органами исполнительной власти. Таким образом, в наиболее обобщенном виде, характеризуя системообразующие особенности структуры федеральных органов исполнительной власти, можно сказать, что:
федеральное министерство является прежде всего право установительным федеральным органом исполнительной власти;
федеральная служба - контрольно-надзорный федеральный орган исполнительной власти; федеральное агентство - правоприменительный федеральный орган исполнительной власти. Все сказанное дает основания для следующего вывода: федеральные органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются своеобразными и государственными организациями, и постоянно действующими центрами, штабами, аккумулирующими, сосредоточивающими в своих руках все оперативное руководство государственно-политическими, экономическими, социально-культурными процессами жизнедеятельности государства и общества на всей территории Российской Федерации.
|
|