|
§ 4. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации. Парламентские слушания
В соответствии с ч. 3 статьи 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии. Комитеты и комиссии палат - это, в основном, вспомогательные органы, которые состоят из депутатов или членов соответствующей палаты и содействуют палатам в осуществлении их полномочий. Правовое положение комитетов и комиссий палат, регулирование их организации и деятельности определяются Регламентами каждой палаты. И Совет Федерации, и Государственная Дума устанавливают: каждый член Совета Федерации и каждый депутат Государственной Думы обязан состоять в одном из комитетов палаты. Комитеты палаты - это специализированные, постоянно действующие органы палат, которые образуются, как правило, по функциональному или отраслевому признакам. Функциональные комитеты осуществляют одну или несколько функций; их деятельность распространяется на все или многие сферы государственной жизни. К числу функциональных комитетов Государственной Думы относятся: Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству; Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству; Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам; Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей; Комитет Государственной Думы по делам молодежи и др.; к числу отраслевых комитетов Государственной Думы относятся комитеты: по промышленности, строительству и наукоемким технологиям: по образованию и науке; по аграрным вопросам и др. Всего в Государственной Думе пятого созыва 32 комитета. Соответствующие комитеты образованы и в Совете Федерации. После того как Совет Федерации приобрел статус постоянно действующего органа, увеличилось количество и специализация создаваемых им комитетов, как функциональных, так и отраслевых. Помимо комитетов по конституционному законодательству; по правовым и судебным вопросам, в Совете Федерации образованы специализированные комитеты: по делам Федерации и региональной политике; по делам Содружества Независимых Государств; по делам Севера и малочисленных народов; что, в определенной степени, отражает специфику Совета Федерации как одной из палат Федерального Собрания Российской Федерации. Комиссии палат также формируются из числа членов соответствующей палаты. В Государственной Думе пятого созыва из числа депутатов были избраны временные комиссии: Счетная комиссия Государственной Думы; Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы; Временный секретариат Государственной Думы. Эти комиссии прекращают свою деятельность после избрания Председателя Государственной Думы и образования Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Совет Федерации образует постоянные комиссии и может создавать временные комиссии. Постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты, и образуются они, как и комитеты, для разработки базовых концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации. К ним относятся: Комиссия Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации; Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и спорту; Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям; всего таких комиссий в Совете Федерации - семь. Комитеты и комиссии палат: - осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению палатой; - осуществляют подготовку заключений по законопроектам; - в соответствии с решениями палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации; - дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта Федерального бюджета; - рассматривают и исполняют поручения соответственно Совета Федерации или Государственной Думы; - организуют парламентские слушания; - решают вопросы организации своей работы. Совет Федерации, кроме того, может предварительно рассматривать по согласованию с субъектами Российской Федерации проекты законов субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; рассматривает ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и готовит по нему заключения. Работа комитетов и комиссий палат протекает с соблюдением процедуры, предусмотренной Регламентами палаты; отдельные правила устанавливаются комитетами и комиссиями самостоятельно. Заседания комитета, комиссии правомочны, если на них присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Депутаты обязаны присутствовать на заседаниях комитета, комиссии, членом которой они являются. Решение комитета, комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии. Комитеты, комиссии вправе: приглашать на заседания должностных лиц федеральных органов исполнительной власти; направлять письменные обращения по вопросам своего ведения членам Правительства Российской Федерации, а результаты рассмотрения письменных обращений должны быть сообщены соответствующему комитету, комиссии; затребовать документы и материалы, необходимые им для работы. В Федеральном Собрании Российской Федерации для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, создается согласительная комиссия. Комиссия может быть создана как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации. Она образуется на паритетных началах из представителей двух палат. Члены согласительной комиссии и ее сопредседатель от каждой палаты избираются палатами и образуют их депутации в комиссии. Особое место среди комиссий Федерального Собрания принадлежит парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования. Комиссия по проведению парламентского расследования образуется палатами Федерального Собрания Российской Федерации на паритетных началах с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации». Парламентские слушания. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума и Совет Федерации проводят парламентские слушания. Парламентские слушания в Совете Федерации проводятся по инициативе Председателя палаты, его заместителей, комитетов и комиссии Совета Федерации в пределах их полномочий. Парламентские слушания в Государственной Думе проводятся по инициативе Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий палаты, депутатских объединений в Государственной Думе. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется инициаторами их проведения. Предметом рассмотрения на парламентских слушаниях может стать весь круг тех вопросов, которые относятся к ведению соответствующего комитета, комиссии. На парламентских слушаниях могут рассматриваться законопроекты, требующие публичного обсуждения; международные договоры Российской Федерации, представленные на ратификацию; проект федерального бюджета и отчет о его исполнении; другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Рекомендации на парламентских слушаниях принимаются путем одобрения большинством принявших участие в парламентских слушаниях. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности.
|
|