|
§ 2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок избрания, компетенция, внутренние руководящие и вспомогательные органы палаты, организация работы
Прекращение деятельности Верховного Совета Российской Федерации и Съезда народных депутатов Российской Федерации в сентябре 1993 г. продиктовали необходимость в максимально сжатые сроки сформировать новую систему органов государственной власти Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года было утверждено Положение о федеральных органах власти на переходный период, в соответствии с которым в Российской Федерации учреждалось Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - представительный и законодательный орган Российской Федерации. Было установлено, что Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, определялась компетенция каждой из палат Федерального Собрания. В Указе предусматривался порядок формирования Совета Федерации, в состав которого входили председатели законодательных (представительных) органов государственной власти и руководители исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации. Государственная Дума в соответствии с Указом от 21 сентября 1993 года состояла из 400 депутатов, порядок избрания которых устанавливался Положением о выборах депутатов Государственной Думы. Положение о выборах депутатов Государственной Думы было утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 года, которым были внесены соответствующие коррективы в Указ от 21 сентября 1993 года. Так, в новом Указе Президента Российской Федерации, прежде всего, было установлено, что Государственная Дума должна состоять не из 400, а из 450 депутатов, 225 из которых избираются на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным избирательным округам, а вторая половина - 225 депутатов - избиралась бы на основе системы пропорционального представительства по федеральному избирательному округу по партийным спискам. При этом «из распределения депутатских мандатов исключались избирательные объединения, общефедеральные списки кандидатов которых получили менее 5 процентов действительных голосов». Первые выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации были проведены 12 декабря 1993 года. В соответствии с п. 7 раздела II «Заключительные и переходные положения» еще не принятой Конституции Российской Федерации 1993 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации избиралась сроком на два года на основании всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами Российской Федерации, достигшим ко дню голосования на выборах 18 лет. Избранным мог быть гражданин Российской Федерации не моложе 21 года и имевший право принимать участие в выборах в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации 1993 года. Однако, в статье 96 принимавшейся 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации было установлено, что Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации избирается сроком на четыре года. Поэтому второй, третий и четвертый состав депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избирался уже на четыре года, соответственно, 17 декабря 1995 года, 19 декабря 1999 года, 7 декабря 2003 года с соблюдением требований федеральных законов о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, которые принимались применительно к каждым проводившимся выборов - 21 июня 1995 года, 24 июня 1999 года, 20 декабря 2002 года. Общей особенностью Федеральных законов, на основании которых проводились выборов депутатов Государственной Думы было то, что: во-первых, 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам на основе мажоритарной избирательной системы; вторая половина - 225 депутатов - избирались по федеральному избирательному округу на основе пропорциональной избирательной системы по партийным опискам; во-вторых, из распределения депутатских мандатов исключались политические партии и общественные объединения, общефедеральные списки кандидатов которых получили менее 5 процентов действительных голосов избирателей; в-третьих, выборы признавались состоявшимися в случае, если в голосовании приняли участия 25 и более процентов избирателей; в-четвертых, в бюллетенях для голосования содержалась графа, предоставляющая избирателям право голосовать «против всех кандидатов», «против всех списков кандидатов». I. Порядок избрания Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации как одна из палат Федерального Собрания Российской Федерации, представляет интересы населения Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 95 Конституции Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Действующий порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации определен Федеральным Законом от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы, то есть выборы депутатов Государственной Думы проводятся только на основе пропорциональной избирательной системы. Федеральный избирательный округ по выборам депутатов Государственной Думы включает в себя всю территорию Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федерального списка кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 мая 2005 года. Гражданин Российской Федерации, достигший ко дню голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы. Не имеет права быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока. Федеральным законом от 26 апреля 2007 года внесены изменения в Федеральный закон от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которыми предусмотрены (установлены) дополнительные ограничения пассивного избирательного права, о чем мы уже говорили. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации. При этом решение о назначении выборов депутатов Государственной Думы должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого Государственная Дума была избрана в правомочном составе. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (пятого созыва) была избрана 2 декабря 2007 года. Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федерального списка кандидатов. Выдвижение кандидатов в состав федерального списка кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года «О политических партиях», право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Федеральный список кандидатов может быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации; число региональных групп должно составлять не менее восьмидесяти. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации. Выдвижение списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписной лист. В то же время политическая партия, федеральный список кандидатов которой был допущен к распределению депутатских мандатов на последних выборах, предшествующих данным выборам депутатов Государственной Думы, вправе не собирать подписи избирателей для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов. Если политическая партия собирает в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов подписи избирателей, она обязана собрать не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 10 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации (радио-, телевещание, печатные средства и др.). Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, и обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. К установленному Указом Президента Российской Федерации дню голосования по выборам депутатов Государственной Думы должны быть оборудованы избирательные участки, подготовлены избирательные бюллетени. В избирательном бюллетене в порядке, определенном жеребьевкой, помещаются краткие наименования политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, а также эмблемы этих политических партий. Под кратким наименованием политической партии помещаются фамилия, имя и отчество первых трех кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, выдвинутых данной политической партией. Если субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации соответствует региональная группа кандидатов, в избирательном бюллетене после указанных сведений о федеральной части федерального списка кандидатов помещается также наименование соответствующей региональной группы кандидатов и фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов, включенных в эту региональную группу. В избирательном бюллетене должно содержаться разъяснение порядка его заполнения. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор. По окончании голосования подсчет голосов участковой избирательной комиссией проводится гласно и открыто; суммирование данных участковых избирательных комиссий проводит территориальная избирательная комиссия. На основании данных территориальных избирательных комиссий итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации подводит избирательная комиссия субъекта Российской Федерации отдельно по федеральной части федерального списка кандидатов и отдельно по региональной части федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации т результаты голосования на территории субъекта направляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. При проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 2 декабря 2007 г. по действующей пропорциональной избирательной системе Центральная избирательная комиссия после обобщения данных, поступивших от избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, также констатировала факт признания выборов состоявшимися (если отсутствуют основания для признания выборов несостоявшимися) и действительными (если отсутствуют основания для признания выборов недействительными). Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о признании выборов несостоявшимися в случае: если ни один федеральный список кандидатов не получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании; если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Недействительными выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации могут быть признаны Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в случаях: если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить волеизъявления избирателей; если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25 процентов от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования; по решению суда. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в ящиках для голосования. На основании протоколов, поступивших из избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются. Однако если за Федеральным списком кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, подано в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей кандидатов, получивших менее семи процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, пока общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов от политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 60 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. То есть Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации не может быть однопартийной: в ее составе должны быть представлены две или более политических партий. В выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 2 декабря 2007 г. принимали участие одиннадцать политических партий. Семипроцентный барьер (заградительную планку) преодолели четыре политических партии: Всероссийская политическая партия «Единая Россия», политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации», политическая партия «Либерально-демократическая партия России» и политическая партия «Справедливая Россия: Родина. Пенсионеры. Жизнь», которые вместе получили более 91 процента голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число депутатских мандатов, которые получает каждый федеральный список кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, устанавливается в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов; установленной пп. 7-12 статьи 82 Федерального закона от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Официальное опубликование результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также данные о числе голосов избирателей, полученных каждым зарегистрированным списком кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех недель со дня голосования. После официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации регистрирует депутатов и выдает им удостоверения об избрании депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты Государственной Думы избираются (избирались 2 декабря 2007 г.) только по пропорциональной избирательной системе, дополнительные выборы для замещения вакантных депутатских мандатов проводиться не будут. В этой связи в случае выбытия депутата в период полномочий Государственной Думы его мандат будет передаваться кандидату из того же федерального списка в соответствии с установленной процедурой. Это может проводиться как на этапе собственно распределения депутатских мандатов при определении результатов выборов, так и в период полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В случае необходимости, когда выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации будут признаны несостоявшимися или недействительными, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторные выборы в порядке, установленном Федеральным законом от 18 мая 2005 г. Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Однако требование преодолеть семипроцентный барьер (заградительную планку) в данном случае сохраняется. По истечении срока полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Президент Российской Федерации назначает новые выборы депутатов Государственной Думы очередного созыва в порядке, предусмотренном в статье 84 Конституции Российской Федерации и в статье 6 Федерального закона от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Досрочное прекращение полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации до окончания четырехлетнего срока ее полномочий. Такая возможность обусловлена следующими обстоятельствами: в части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации после трехкратного отклонения представленных кандидатур (это может быть одна и та же кандидатура, представленная в третий раз) Председателя Правительства Российской Федерации. В этом случае Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы; в статье 117 Конституции Российской Федерации предусмотрены следующие случаи досрочного прекращения полномочий Государственной Думы: первый случай: Президент Российской Федерации может объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо о роспуске Государственном Думы в случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации (часть 3 статья 117 Конституции Российской Федерации); второй случай: Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент Российской Федерации в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначает новые выборы (ч. 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации). Статья 109 Конституции Российской Федерации предусматривает случаи, при наличии которых Государственная Дума не может быть распущена: 1) по основаниям, указанным в статье 117, в течение одного г. после ее избрания; 2) с момента выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации; 3) в период действия на территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения; 4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации. Новый срок полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установлен Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы». В соотстветствии с измененной редакцией части 1 статьи 96 Конституции Российской Федерации - «Государственная Дума избирается сроком на ПЯТЬ лет». При этом, применяется пятилетний срок полномочий Государственной Думы будет только к выборам, которые состоятся после 31 декабря 2008 года, то есть после вступления в силу Закона Российской Федерации от 30 декабря 2008 года о поправке к Конституции Российской Федерации. II. Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации относится: а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации: в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой: г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации; д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом; ж) объявление амнистии; з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Полномочия, содержащиеся в статье 103 Конституций Российской Федерации, относятся к группе специальных полномочий Государственной Думы, то есть это вопросы, решения по которым может принимать только Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Предметная группа полномочий Г осударственной Думы выражена в части 1 статьи 105 Конституции Российской Федерации: «Федеральные законы принимаются Г осударственной Думой», как мы отмечали, в пределах, установленных статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации. III. Организация работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, который принят Государственной Думой 22 января 1998 года с последующими изменениями. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции и депутатские группы (депутатские объединения). Внутренние руководящие и вспомогательные органы Государственной Думы. К числу таких органов относятся: 1) Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, первые заместители Председателя Государственной Думы, заместители Председателя Государственной Думы; 2) Совет Государственной Думы; 3) депутатские объединения, то есть депутатские фракции; 4) комитеты и комиссии Государственной Думы; 5) вспомогательный аппарат Государственной Думы. Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы, заместители Председателя Государственной Думы. Названные должностные лица Государственной Думы избираются Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы, первых заместителей Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты Государственной Думы. В Государственной Думе пятого созыва избраны: Председатель Государственной Думы, первый заместитель Председателя Государственной Думы, девять заместителей Председателя Государственной Думы. В соответствии со статьей 11 Регламента Государственной Думы Председатель Государственной Думы: - ведет заседание палаты; - ведает вопросами внутреннего распорядка палаты; - организует работу Совета Государственной Думы; - представляет палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, другими государственными органами Российской Федерации и ее субъектов, общественными объединениями, парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях; - участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации для разрешения разногласии между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; - подписывает постановления Государственной Думы; - направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы; - направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой; - издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Заместители Председателя Государственной Думы замещают Председателя Государственной Думы в его отсутствие; по поручению Председателя Государственной Думы ведут заседания палаты; координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы; решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом и распределением обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы. Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. Членами Совета Государственной Думы с правом решающего голоса являются Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы, заместители Председателя Государственной Думы. Заседания Совета Государственной Думы ведет Председатель Государственной Думы. В работе Совета Государственной Думы с правом совещательного голоса вправе принимать участие председатели комитетов Государственной Думы. Совет Государственной Думы: - формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; - принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; - формирует проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание; - назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы; - направляет законопроект, подготовленный ответственным комитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к нему Президенту Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект, в Правительство Российской Федерации; - принимает решение о проведении парламентских слушаний. Государственная Дума вправе отменить решение Совета Государственной Думы. Депутатскими объединениями являются фракции, которые обладают равными правами, определенными в Регламенте. Статус фракции в Государственной Думе определен в статье 7 Федерального закона от 8 мая 1994 года «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 июля 2005 года). Фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов. При этом уже избранный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутат от одной политической партии по собственной воле перейти в другую фракцию не имеет права. Функции фракции носят в основном политический характер. Общий порядок работы Государственной Думы. В соответствии со статьей 99 Конституции Российской Федерации Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат Государственной Думы. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители депутатских объединений по согласованию между ними. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации. Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания. Государственная Дума собирается на сессии, как правило: а) весеннюю - с 12 января по 20 июня; б) осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря. Во время сессии Государственной Думы проводятся: заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий Государственной Думы, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах, а также с избирателями. Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы депутатов с избирателями. Заседание Государственной Думы является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на ее заседаниях. Работа в Государственной Думе проводится на русском языке. Выступление на иных языках народов Российской Федерации обеспечивается переводом.
|
|