Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 4. Компетенция субъектов Российской Федерации

  Республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации между собой равноправны. Это положение является исходным для рассмотрения вопросов о компетенции субъектов Российской Федерации.
  Компетенцию, то есть совокупность предметов ведения и полномочий, субъектов Российской Федерации, как и компетенцию субъектов других федеративных государств, составляют:
  во-первых, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленные в статье 72 Конституции Российской Федерации, которые распространяются в одинаковой степени на всех субъектов Российской Федерации;
  во-вторых, в статье 73 Конституции Российской Федерации установлено, что вне предметов ведения Российской Федерации (статья 71 Конституции Российской Федерации) и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации) субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
  I. Предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения с Российской Федерацией. Эта группа предметов ведения характеризуется тем, что в определенных Конституцией Российской Федерации и федеральных нормативных правовых актах пределах реализуют свои полномочия и Российская Федерация, и субъекты Российской Федерации.
  Конституционно определенные предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации охватывают следующие области жизнедеятельности собственно Российской Федерации и, следовательно, субъектов Российской Федерации. Это области:
  - государственного строительства и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  - законодательства, деятельности правоохранительных органов и правовая система;
  - регулирование экономики и социального развития;
  - координация международных и внешнеэкономических связей Российской Федерации и ее субъектов.
  С учетом особенностей конституционного определения предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации:
  в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина:
  - обеспечивают соответствие конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
  - в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами обеспечивают защиту прав и свобод человека и гражданина; защиту прав национальных меньшинств; обеспечивают законность, правопорядок, общественную безопасность; режим пограничных зон;
  в области законодательства, деятельности правоохранительных органов и правовой системы субъекты Российской Федерации:
  - обеспечивают реализацию на территории субъекта установленных принципов организации системы органов государственной власти субъекта и местного самоуправления;
  - реализуют свое право на издание законов по вопросам административного, административно-процессуального, трудового, семейного, жилищного, земельного, водного и лесного нормативно-правового регулирования, а также и законов о недрах и об охране окружающей среды;
  - принимают меры к обеспечению кадрами судебных и правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата.
  Соответствующие полномочия принадлежат субъектам Российской Федерации и при реализации ими своей деятельности в областях экономического и социально-культурного развития, а также и в области внешних отношений.
  Конституция Российской Федерации в ч.5 статьи 76 устанавливает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актов, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
  Полномочия и Российской Федерации, и субъектов Российской Федерации определяются также федеральными законами. При определении конкретного содержания и объема полномочий как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации федеральные законы: во-первых, устанавливают полномочия федеральных органов государственной власти, то есть те, которые могут быть реализованы только федеральными органами государственной власти; во-вторых, полномочия Российской Федерации в тех областях общественных отношений, которые переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации; в-третьих, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих областях общественных отношений.
  Наиболее обширная и устойчивая группа полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, закреплена и гарантирована Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
  II. Предметы исключительного ведения субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации в данном случае исходит из того, что субъекты Российской Федерации вправе иметь предметы исключительного ведения, что призвано обеспечить право на самостоятельное осуществление государственно-властной деятельности по предметам исключительного ведения субъекта Российской Федерации с учетом требований статьи 73 Конституции Российской Федерации. Объем и характер таких полномочий определяется в конституциях республик, уставах других субъектов Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
  В целях «Учебного пособия» можно выделить ту часть предметов исключительного ведения субъектов Российской Федерации в области государственного строительства, которая в большей степени характерна для всех субъектам Российской Федерации.
  В данном случае:
  республики в составе Российской Федерации принимают свои конституции, вносят в них изменения и дополнения, осуществляют контроль за соблюдением конституционных предписаний;
  края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа принимают свои уставы, вносят в них изменения и дополнения, осуществляют контроль за соблюдением содержащихся в них предписаний.
  Все субъекты Российской Федерации:
  - решают вопросы, связанные с наименованием, переименованием субъекта Российской Федерации и представляют свое решение по этому вопросу в федеральные органы государственной власти для решения вопроса о внесении изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации;
  - устанавливают систему законодательных, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, определяют порядок их формирования и деятельности, исходя из общих принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах;
  - формируют законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; утверждают представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру на должность 270 высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; формируют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, соблюдая требования федеральных законов;
  - устанавливают порядок управления и обеспечивают управление учреждениями и организациями, находящимися в подчинении субъекта Российской Федерации, определяют их структуру, устанавливают их правовое положение и компетенцию в соответствии с требованиями федеральных законов;
  - обеспечивают правовое и иное обеспечение организации и деятельности местного самоуправления;
  - разрешают вопросы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации.
  К ведению субъектов Российской Федерации относится также определение политики и программ в области государственного, экономического, культурного, экологического и национального развития субъекта Российской Федерации.
  Наличие предметов исключительного ведения субъектов российской Федерации обеспечивает, таким образом, самостоятельность органов государственной власти субъектов российской Федерации в установленных пределах.
  Самостоятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере нормативного правового регулирования закреплена в ч.4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, в которой сказано: «Вне пределов ведения российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов». Юридическая сила актов, принимаемых субъектами Российской Федерации, подтверждается ч. 6 ст. 76 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по предметам исключительного ведения субъекта Российской Федерации, действует (!) нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.


 
© www.txtb.ru