|
§ 2. Государственно-правовой статус Российской Федерации как суверенного государства
I. Государственный суверенитет: понятие, содержание. При рассмотрении вопроса о суверенитете Российской Федерации следует исходить из того, что Российская Федерация, с момента своего возникновения в январе 1918 г., была суверенным государством. С определенными особенностями сохранился государственный суверенитет РСФСР и во время пребывания ее в составе Союза ССР. Именно поэтому в Преамбуле Конституции Российской Федерации 1993 г. ставилась задача возродить «суверенную государственность России». В настоящее время уже новый конституционно-договорной статус Российской Федерации определяется в статье 4 Конституции Российской Федерации 1993 г. и в Федеративном Договоре от 31 марта 1992 г. Конституционно-договорные особенности правового положения Российской Федерации характеризуются тем, что она стала самостоятельным суверенным государством, полностью восстановившим свой государственный суверенитет, а ее субъекты стали равными в своих правах во взаимоотношениях с Российской Федерацией, с федеральными органами государственной власти. Что такое государственный суверенитет? В науке государственного права о государственном суверенитете говорят, во- первых, как о свойствах государства (то есть носителем суверенитета является государство) самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за ее пределами, в международных общениях, а также и, во-вторых, о таких свойствах государственной власти (носителем суверенитета признается власть), которые выражаются в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также и в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении норм международного права. Мы считаем, что под государственным суверенитетом следует понимать именно верховенство и независимость, то есть такие суверенные свойства государственной власти, которые выражают ее политико-правовую сущность и проявляются в соответствующих формах во внутренне- и внешнеполитической деятельности государства. Чем характеризуется верховенство власти как определяющий структурный элемент понятия «государственный суверенитет»? Определяющее положение государственной власти по отношению к другим свойствам государства проявляется в ее верховенстве. Это означает, что: - только государственная власть обладает возможностью оказывать авторитетное, при необходимости с применением силы, воздействие на все стороны жизни общества, что придает ей всеобъемлющий характер; - только государственная всласть обладает таким суверенным свойством, которое состоит в правомочии устанавливать в обществе единый правопорядок, правоспособность государственных органов, общественных объединений и организаций, наделять правами и обязанностями должностных лиц и граждан;
- верховенство государственной власти выражается также и в наличии единой системы государственных органов, составляющих в совокупности государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти состоят в том, что отдельные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимно исключающие правила поведения;
- верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти. Гарантии единства верховной государственной власти закреплены в части 4 статьи 3 Конституции Российской Федерации: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Таким образом, верховенство государственной власти - это такое состояние власти, при которой над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Вместе с тем, верховенство государственной власти не означает ее неограниченность. Как всякая другая власть в конституционном государстве, суверенная государственная власть основана на праве. Независимость государственной власти - следующий структурный элемент понятия « государственный суверенитет». Термин «верховенство» содержательно предполагает, как об этом было сказано, состояние государственной власти, независимо от какой-либо власти внутри страны. В свою очередь, верховенство государственной власти невозможно без ее независимости, во вне которая тем самым выступает также в качестве необходимого условия верховенства государства. Независимость как суверенное свойство государственной власти также характеризуется политической самостоятельностью государства по отношению к другим государствам. Специфика реализации государственного суверенитета в сфере международных отношений обусловливается, во-первых, тем обстоятельством, что международное общение есть общение суверенных государств, то есть в международно-правовых отношениях субъектами выступают прежде всего и главным образом суверенные государства. А это означает, что в своем непосредственном проявлении суверенитет каждого государства не может не учитывать действия суверенитета другого государства, а потому осуществляется в форме взаимных соглашений различных государств. Во-вторых, принцип государственного суверенитета в международном общении основывается на недопустимости вмешательства во внутренние дела государств. Сфера внутренней компетенции существует независимо от норм международного права и не является производной от него. В-третьих, государство имеет право сделать предметом международно-правового регулирования отдельные вопросы, входящие в его внутреннюю компетенцию. К ним относятся, в частности, положения части 15 статьи Конституции Российской Федерации о том, что: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Независимость, как суверенное свойство государственной власти, характеризует прежде всего политическую самостоятельность того или иного государств по отношению к другим государствам. Поэтому государственный суверенитет Российской Федерации в настоящее время является целостным и неотчуждаемым. О нем, действительно, можно сказать, что именно он представляет собой понятие в превосходной степени. Однако, являясь федеративным государством, Российская Федерация должна ограничивать себя в осуществлении предметов ведения и полномочий в случаях, во-первых, предусмотренных п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, и, во-вторых, в пользу субъектов Российской Федерации. В этом, по сути дела, указанном самоограничении заложена действительная неограниченность прав Российской Федерации и подлинно демократические основы взаимоотношений с другими суверенными государствами и такая же основа разграничения предметов ведения и властных полномочий со своими субъектами. Государственный суверенитет Российской Федерации реализуется через полномочия российского государства, в первую очередь, через ее суверенные права. Суверенные права российского государства в своей полноте обеспечивают такое качественное состояние государственной власти, которое характеризует свойственный ей государственный суверенитет. II. Суверенные права и государственно-правовые признаки, которые характеризуют Российскую Федерацию как суверенное Федеративное государство. 1. Учредительный характер федеральной государственной власти, проявляется в следующем: - в определении наименования государства, установлении основ конституционного строя. Новое наименование государства - «Российская Федерация - Россия» - отражает историческую преемственность с дооктябрьской и послеоктябрьской Россией; - в установлении характера взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом и государством, пределов ответственности государства перед гражданином, обществом и, в свою очередь, граждан перед государством; - в определении формы государственного устройства, объеме предметов исключительного ведения федерации, гарантий целостности исторически сложившегося государственного единства народов; - в выборе системы государственных органов и определении характера взаимоотношений между ними; - в праве вступать в новые государственные и межгосударственные союзы. 2. Российская Федерация как государство имеет свою территорию. В государственно-правовой науке вопрос о государственной территории непосредственно примыкает к вопросу о суверенитете государства. Территория государства, в общепринятом понимании, представляет собой определяемую государственными границами, которые устанавливаются международными соглашениями, часть суши с находящимися на ней внутренними водами и заключенную в государственных границах воздушную территорию и недра земли. В соответствии с этим, в части 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации установлено: «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». В части 2 этой же статьи 67 содержится своего рода дополнение, из которого следует, что: «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права». Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. В части 1 статьи 4 Конституции сказано, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. 3. Важным элементом государственно-правового статуса Российской Федерации является федеральное гражданство. Каждому, проживающему на территории Российской Федерации, гарантируется свобода выбора гражданства, правовая защита и помощь. Защита прав граждан за границей возлагается на государственные органы Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения. 4. Российская Федерация имеет общие для всей страны высшие государственные органы. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительством Российской Федерации, судебными органами Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации). Государственная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется образуемыми ими государственными органами (ч.2 ст. 11 Конституции). Разграничение предметов ведения и полномочий между ними осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11 Конституции). 5. Элементом государственно-правового статуса Российской Федерации является федеральная нормативно-правовая система. В рамках этой системы существует и взаимодействует большая группа нормативных правовых актов Федерации и ее субъектов. Это федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Ядром правовой системы Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 6. Важнейшим элементом государственно-правового статуса Российской Федерации является федеральная государственная собственность и единая кредитно-денежная система. В Российской Федерации существует единое рублевое пространство, единые правила кредитования и кредитных расчетов, единые правила валютного регулирования и валютного контроля. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. 7. Элементом государственно-правового статуса Российской Федерации является наличие национальных Вооруженных Сил, на которые возложена защита государственных интересов, суверенитета и территориальной целостности Отечества. Российская Федерация определяет структуру и организацию вооруженных сил, разрабатывает и осуществляет оборонную политику государства. Российская Федерация может заключать оборонительные союзы с другими государствами, создавать с ними объединенные Вооруженные Силы или силы быстрого реагирования - коллективные силы по поддержанию мира. Использование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов внутренних дел, федеральных служб безопасности в целях насильственного устранения или изменения конституционного строя Российской Федерации является тягчайшим преступлением. 8. Структурным элементом государственно-правового статуса Российской Федерации является абсолютная международная правосубъектность России. Это означает включение Российской Федерации в систему мирового сообщества, возможность быть полноправным членом междуна- 246 родных организаций. Российская Федерация заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения с иностранными государствами; участвует в международных организациях и иных объединениях, системах коллективной безопасности, региональных государственных и межгосударственных союзах. Только Российская Федерация обладает правом объявлять войну и заключать мир. Российская Федерация проводит единую внешнюю политику и координирует внешнеполитический курс субъектов в ее составе. 9. Важным элементом государственно-правового статуса Российской Федерации является закрепление Конституцией русского языка в качестве государственного языка (ч. 1 ст. 68 Конституции Российской Федерации). Русский язык, как основное средство межнационального общения народов, имеет статус государственного языка в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями в государстве. Российское государство признает равные права всех языков народов Российской Федерации на их сохранение и развитие. Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. При этом, графической основой строения алфавита языков республик должна быть кириллица. Иные графические основы (латиница и другие) могут быть установлены только федеральным законом. Работа в федеральных органах государственной власти, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления осуществляется на государственном языке Российской Федерации. При обеспечении, в случае необходимости, перевода выступления на государственный язык Российской Федерации. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации официально публикуются на государственном языке Российской Федерации. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации могут употребляться государственные языки республик. В отношениях Российской Федерации с субъектами Российской Федерации используется государственный язык Российской Федерации.
10. Государственные символы Российской Федерации и ее столица. Наука государственного права рассматривает только те из символов, которые приобрели наибольшее значение в жизни государства, благодаря их применению в качестве символов, выражающих государственный суверенитет. Таковыми, прежде всего, являются герб, флаг (цвета) государства. К числу государственных символов можно также отнести государственный гимн, государственные праздники и государственные награды. Конституция Российской Федерации в ст. 70 к числу государственных символов государства относит государственные флаг, герб и гимн; их описание и порядок официального использования устанавливается федеральным конституционным законом .
Государственный флаг Российской Федерации является наиболее общим и важнейшим символом суверенитета государства, поэтому о нем принято говорить как о верховной эмблеме государства. Символическое значение флага проявляется, прежде всего, в свойственном ему сочетании цветов. Государственный флаг, в отличие от национального, символизирует не ту или иную нацию, а политический институт - государство, в котором проживают различные нации и народности. Но если этнический состав государства однороден, национальный флаг может служить государственным и наоборот. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. Государственный герб Российской Федерации - это официальная эмблема государства, изображаемая на государственных документах, гербовых печатях, денежных знаках. Государственный герб как официальная эмблема государства может быть использован исключительно в интересах государства, с разрешения его государственных органов. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами, заостренными в оконечности, красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и (над ними) одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, расположен серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Использование Государственного флага Российской Федерации и Государственного герба Российской Федерации с нарушением предписаний Федеральных конституционных законов, а также надругательство над Государственным флагом Российской Федерации и Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом: при вступлении в должность Президента Российской Федерации; при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления; при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и сессий Государственной Думы; во время церемоний встреч и проводов, посещающих Российскую Федерацию глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств и в других случаях. Государственный гимн исполняется также ежедневно: перед началом и по окончании вещания государственными телевизионными и радиовещательными кампаниями и др. Текст Государственного гимна Российской Федерации также утвержден Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000г. (в ред. Федерального конституционного закона от 22 марта 2001 г.) Столица Российской Федерации - город, имеющий важнейшее значение среди других городов страны с точки зрения государственной, хозяйственной и культурной жизни. В столице функционируют высшие органы государственной власти государства; столица является местом пребывания дипломатического корпуса. Согласно ч. 2 ст. 70 Конституции Российской Федерации столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы установлен Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы. Закон закрепляет федеральную собственность на здания и сооружения, занимаемые федеральными органами, а также земельные участки под ними. Предусматривается компенсация затрат города в связи с выполнением им функций столицы за счет федерального бюджета. III. Компетенция Российской Федерации. Особенности государственно-правового статуса Российской Федерации находят свое конкретное юридическое оформление также в закреплении Конституцией Российской Федерации ее компетенции, которая реализуется государственными органами Российской Федерации. Как мы уже говорили, компетенция состоит из многих элементов, но основными из них являются предметы ведения и полномочия (права и обязанности). При этом предметы ведения это те области общественных отношений, в пределах которых Российская Федерация осуществляет свою государственную деятельность. Вместе с тем, компетенция в федеративном государстве включает, во-первых, предметы исключительного ведения федеративного государства; во-вторых, предметы совместного ведения федерации и ее субъектов; в-третьих, предметы исключительного ведения субъектов Федерации. Поэтому собственную компетенцию Российской Федерации составляют предметы ее исключительного ведения (ст. 71 Конституции) и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции). 1. Предметы исключительного ведения Российской Федерации. Данная группа предметов ведения характеризуется тем, что именно в этих пределах Российская Федерация осуществляет свою исключительную, только ей присущую государственно-властную деятельность в определенных для 250 нее пределах. По предметам исключительного ведения Российская Федерация принимает федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции). При этом федеральные конституционные законы не могут каким бы то ни было образом перераспределять установленные Конституцией Российской Федерации в ст. 71 предметы ведения. К предметам исключительного ведения Российской Федерации, в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации, относятся следующие группы: в области государственного строительства: - принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; - федеративное устройство и территория Российской Федерации; установление порядка принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта; - регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; - установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной власти, порядка их формирования и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; в области экономического и социального строительства: - федеральная государственная собственность и управление ею; - установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития; - установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное; кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; - федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; - федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; - метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; - федеральная государственная служба. в области внешних сношений: - внешняя политика, международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; - внешнеэкономические отношения Российской Федерации; в области государственной безопасности и обороны: - оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; - определение статуса и защита государственных границ, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; в области непосредственного и исключительного законодательства: - судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право. Предметы исключительного ведения Российской Федерации затрагивают далеко не все сферы общественной и государственной жизни. Но именно в этих сферах в наибольшей степени проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального государства. 2. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции как Федерации, так и ее субъектов. Иначе говоря, эта группа предметов ведения характеризуется тем, что они осуществляются как государственными органами Российской Федерации, так и государственными органами ее субъектов; они закреплены в ст. 72 Конституции Российской Федерации. По вопросам, отнесенным ч. 1 ст. 72 Конституции к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы; их еще называют «рамочными» законами) правового регулирования, включая определение предметов ведения и полномочий исключительно федеральных органов государств власти, принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов исполнительной власти. По этим же вопросам могут приниматься указы Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и акты органов исполнительной власти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения требуют не жесткой централизация, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов государственной власти. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов можно разделить на несколько групп. В области государственного строительства и защиты прав и свобод человека и гражданина: - обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; - защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; - установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В области регулирования экономики и социального развития: - разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры; - общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; - координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение; - осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; - установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. В области законодательства и деятельности правоохранительных органов и правовой системы: - административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; - кадры судебных, правоохранительных органов, адвокатура, нотариат. К ведению Российской Федерации относится также, координация международных и внешнеполитических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. Из этого перечня предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов следует, что определенная часть отраслей права - административное, трудовое и др. - регулируются Российской Федерацией и ее субъектами, а это предполагает издание федеральных законодательных актов (кодексов, федеральных законов) и в соответствии с ними издание соответствующих нормативных правовых актов субъектами Федерации. Российская Федерация. В отношении создания системы органов государственной власти и местного самоуправления Федерация претендует только на установление общих принципов. Это нашло свое конкретное выражение в принятии Федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями) и Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Для этой группы предметов ведения характерно и то, что, в соответствии с частью 2 ст. 78 Конституции Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Кроме того, объем полномочий Российской Федерации и ее субъектов может быть скорректирован договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними. IV. Российская Федерация и Содружество Независимых Государств. В ст. 78 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что Российская Федерация, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерация. Таким объединением, в составе которого находится (состоит) Российская Федерация, является Содружество Независимых Государств (СНГ). После того, как 8 декабря 1991 г. Белоруссия, Россия и Украина заявили о прекращении существования Союза ССР и провозгласили создание СНГ, 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате была принята Декларация, в которой подтверждалось вхождение в состав СНГ, кроме указанных ранее трех государств, еще восьми других республик бывшего Союза ССР: Азербайджана, Армении, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Киргизстана. В 1993 г., в состав СНГ вошла и Грузия. В течение 1992 г. шли постепенные поиски формы организации СНГ, что и завершилось принятием 22 января 1995 года в Минске Устава Содружества Независимых Государств. В статье 1 Устава сказано, что Содружество Независимых Государств основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Содружество не является государством, не обладает наднациональными полномочиями. Целями Содружества являются: - осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; - всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция; - обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; - сотрудничество между государствами в области международного мира и безопасности; - содействие гражданам государств-членов в свободном обмене, контактах и передвижении в Содружестве; - взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений; - мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества; и ряд других целей. В статье 3 Устава определены сферы совместной деятельности государств-членов Содружества. К таким сферам относятся: - обеспечение прав и основных свобод человека; - координация внешнеполитической деятельности; - сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства; - сотрудничество в развитии системы транспорта и связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. Правовые особенности Содружества: 1. Государствами-учредителями Содружества являются государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании Содружества от 8 декабря 1991 г. и Соглашение от 21 декабря 1991 года. Членами Содружества могут стать государства, которые разделяют цели и принципы Содружества и принимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе Содружества. Допускается возможность ассоциированного членства. 2. Государство-член Содружества вправе выйти из Содружества. О таком намерении государство-член извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода. Депозитарием, то есть хранительницей первого основного экземпляра Устава, является Республика Беларусь. 3. В Уставе также определена система органов Содружества. Высшим органом Содружества является Совет глав государств, который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов. Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. В систему органов Содружества также входят: Координационноконсультативный Комитет; Совет Министров обороны; Совет Министров иностранных дел; Совет Министров внутренних дел; Главное командование Объединенных Вооруженных Сил; Совет командующих Пограничными войсками; Комиссия по правам человека; Экономический Суд. 4. Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимается с общего согласия - консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения. 5. Расходы по финансированию деятельности органов Содружества распределяются на основе долевого участия государств-членов. 6. 13 марта 1992 г. в Москве было подписано Соглашение о полномочных представителях независимых государств. Было установлено, что правительства государств-членов СНГ вправе иметь в столицах других го- сударств-участников Соглашения полномочные представительства данного государства. 7. 27 марта 1992 г. в Алма-Ате подписано Соглашение о Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества. Был создан Совет Ассамблеи и образованы другие рабочие органы. Все сказанное свидетельствует о том, что Содружество Независимых Государств по многим параметрам приближается к конфедерации. На этом не остановилось развитие форм сотрудничества между государствами в составе Содружества. Дальнейшее развитие получают как двусторонние, так и многосторонние связи в различных сферах экономического, социального, культурного и военного сотрудничества.
|
|