|
§ 2. Основы пребывания иностранных граждан в Российской Федерации
I. Порядок въезда в Российскую Федерацию. По общему правилу, установленному Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г., иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Исключение из общего правила распространяется на граждан СНГ, с которыми у России заключены соглашения о свободном въезде и выезде, то есть это граждане Республики Армении, Республики Беларуси, Республики Казахстана, Республики Украины и некоторых других бывших союзных республик в составе Союза ССР. Это означает, что в Российской Федерации установлен разрешительный порядок въезда на ее территорию иностранцев, а также пребывания их здесь и выезда из страны. Такая система допуска иностранцев на свою территорию установлена большинством современных государств. В тоже время, Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2008 года «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства (И.Б.), состоявшихся в гражданстве СССР и проживающих в Латвийской Республике и Эстонской Республике» предусмотрено, исключение из общего правила, состоящее в том, что лица без гражданства, состоящие в гражданстве СССР и проживающие в Латвийской Республике или Эстонской Республике, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации без оформления виз по действительным документам, которыми, в частности, может быть «паспорт негражданина» выданный соответствующими органами Латвийской Республики и Эстонской Республики. Российское законодательство регламентирует случаи, когда въезд иностранного гражданина может быть не разрешен. К таким случаям, в частности, статья 7 Федерального закона от 31 мая 2002 г. относит то, что иностранный гражданин: - выступает за насильственное изменение основ конституционного строй Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или ее гражданам; - финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их; - представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения; - не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства; - заключал брак с гражданином Российской Федерации, послужившим основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным; - является больным наркоманией, не имеет сертификата об отсутствии у него ВИЧ-инфекции, либо страдает заболеванием, которое представляет опасность для окружающих. В настоящее время, после вступления в силу Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», с целью усиления контроля за пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации введена так называемая миграционная карта. Миграционная карта представляет собой обязательный документ, помимо документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, который должен иметь каждый иностранный гражданин и лицо без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию. Если миграционной карты нет, значит иностранный гражданин или лицо без гражданства находятся в Российской Федерации нелегально. В миграционной карте содержатся сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства, о сроках их временного пребывания в Российской Федерации. По сложившейся практике иностранный гражданин или лицо без гражданства получает миграционную карту в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, либо в поезде или самолете, и заблаговременно заполняет ее; в ней также делается отметка о времени пересечения Государственной границы Российской Федерации. Миграционная карта предусмотрена для одного посещения Российской Федерации; срок ее действия зависит от цели приезда в Российскую Федерацию. Миграционная карта находится у иностранного гражданина или лица без гражданства в течение всего срока его пребывания в Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. были внесены изменения в ранее действовавшие Правила использования миграционной карты, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 г., которые действовали с 1 января 2005 г. Бланк новой миграционной карты усовершенствован в соответствии с международной практикой: все имеющиеся в карте данные теперь будут дублированы на английском языке. Никакой новой информация об иностранном гражданине или лице без гражданства в миграционной карте не предусмотрено. Наличие иностранного гражданства не ставит всех обладающих им субъектов в равное правовое положение. Среди иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в Российскую Федерацию, выделяются иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации, временно проживающие в Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации. Для каждой из названных категорий иностранных граждан характерен свой особый режим пребывания в Российской Федерации.
II. Режим временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком выданной ему визы, если иное не установлено Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, как правило, не может превышать 90 (девяносто) суток. Вместе с тем Правительство Российской Федерации в отношении отдельных категорий временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан, вправе увеличить (до 180 (ста восьмидесяти) суток) или сократить девяносто-суточный срок временного пребывания иностранного гражданина как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. В отношении иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы и заключившим трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), срок временного пребывания в Российской Федерации продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Такое решение принимается Федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом по месту пребывания иностранного гражданина, о чем делается отметка в миграционной карте. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечения срока действия визы. III. Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации. Разрешение на временное проживание в Российской Федерации может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, то есть ежегодно утверждаемого Правительством Российской Федерации количества иностранных граждан и лиц без гражданства, которые могут получить разрешение на временное проживания в Российской Федерации. Срок действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации составляет три года. Разрешение на временное проживание в Российской Федерации может получить иностранный гражданин, достигший возраста 18 лет. Такое разрешение выдается территориальным органом Федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по предполагаемому месту жительства. Заявление о выдаче разрешения на временное проживание подает в данный исполнительный орган лично иностранный гражданин, если он находится на территории Российской Федерации на законных основаниях. В случае нахождения в государстве своего постоянного проживания - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации. Подтверждением права гражданина иностранного государства или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство является соответствующим образом оформленная отметка в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде специального документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, который не имеет документа, удостоверяющего его личность. Территориальный орган Федерального органа исполнительной власти в сфере миграции ведет учет лиц, получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации, а также и лиц, которым отказано в выдаче разрешения на временное проживание или разрешение на временное проживание которых аннулировано. IV. Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации. Иностранный гражданин и лицо без гражданства, достигшие 18-летнего возраста и проживающие на территорий Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание, могут получить вид на жительство в Российской Федерации. Вид на жительство выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации. Вид на жительство дает также право иностранному гражданину или лицу без гражданства свободно выезжать из Российской Федерации и въезжать в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на основании документа, удостоверяющего его личность, сроком не более чем на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство он может быть продлен на очередные пять лет на основании заявления, поданного иностранным гражданином в территориальный орган Федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Срок действия вида на жительство может продлеваться неограниченное количество раз. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган Федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту жительства. Вид на жительство иностранного гражданина может быть аннулирован, а иностранный гражданин выдворен из Российской Федерации в случаях нарушения требований, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. V. Выезд из Российской Федерации. Иностранные граждане выезжают из Российской Федерации по действительным заграничным паспортам или заменяющим их документам. Кроме того, иностранный гражданин должен иметь выездную визу, а также соответственную отметку в миграционной карте. При выезде из Российской Федераций миграционная карта, с отметками в ней, сдается должностным лицам пограничного контроля при прохождении пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Вместе с тем в Федеральном законе «О выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию» установлено, что выезд из Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они: - в соответствии с законодательством Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, (до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда); - осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации (до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания); - уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом (до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторон); - не выполнили установленные законодательством Российской Федерации обязательств по уплате налогов (до выполнения этих обязательств); - привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации (до исполнения наказания или до освобождения от наказания).
VI. В связи с подписанием Российской Федерации Соглашения с Европейским Союзом, заключенным 25 мая 2006 года, Федеральным законом от 6 мая 2008 года были внесены изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, в частности, что разрешение на временное проживание иностранному гражданину может не выдаваться, а ранее выданное разрешение на временное проживание может быть аннулировано, если данный иностранный гражданин передавался иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договорам Российской Федерации о реадмиссии. В то же время, в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, если указанный иностранный гражданин или лицо без гражданства передается иностранным гражданством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии. «Реадмиссия» означает передачу запрашивающим государством и принятие запрашиваемой государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признано незаконным в соответствии с Соглашением от 25 мая 2006 года.)
Соответствующие Соглашения могут быть подписаны Российской Федерацией с тем или иным конкретным европейским государством, подписавшим Соглашение от 25 мая 2006 года. Так, 7 июня 2001 года такое Соглашение было подписано Правительством Российской Федерации с Правительством Королевства Норвегии — о реадмиссии.
|
|