|
§ 1. Понятие прав, свобод и обязанностей и их классификация
Правовое положение личности, как мы уже об этом говорили, определяется всей совокупностью юридических прав, свобод и обязанностей. Однако решающее значение в определении правового статуса имеют основные конституционные права, свободы и обязанности. Рядом присущих им особенностей они выделяются из остальной массы прав, свобод и обязанностей и обособляются в самостоятельный государственно-правовой институт. Такое обособление возможно потому, что регулируемые ими общественные отношения характеризуются определенной однородностью своего содержания. Поэтому государственное право как наука имеет своим предметом изучение не всех прав, свобод и обязанностей, принадлежащих человеку, а только основных и лишь в той части, которая в большей степени, непосредственно связана с осуществлением государственной власти и самоуправления. Конституционные права, свободы и обязанности являются основными потому, что они: во-первых, опосредуют наиболее важные, существенные и значимые отношения и связи между государством и личностью, человеком и гражданином, человеком и обществом; во-вторых, они выражают отношения и связи непосредственно между государством, гражданином и человеком; в-третьих, осуществление основных прав, свобод и обязанностей происходит в процессе взаимодействия гражданина с государственными органами или органами местного самоуправления; в-четвертых, они закреплены в Конституции государства; в-пятых, именно они являются необходимым условием функционирования самой государственной власти и самоуправления. Из сказанного можно вывести следующее определение понятия основных прав, свобод и обязанностей гражданина: основные права, свободы и обязанности - это такие права, свободы и обязанности, которые закреплены Основным законом государства, являются определяющими по отношению ко всем другим, то есть отраслевым правам, свободам и обязанностям и находятся под особой защитой государства. Таким образом, конституционные права, свободы и обязанности являются основными не только по форме (формальная сторона), но, что особенно важно, и по содержанию (то есть сущностная сторона). Будучи основными по содержанию, права, свободы и обязанности гражданина могут стать таковыми по форме, если они закреплены в конституции государства. Что следует понимать под основным правом? Основное право, свобода - это установленная государством и закрепленная в его конституции возможность, позволяющая каждому гражданину и человеку избирать вид и меру поведения, пользоваться предоставленными ему благами в личных, а также в общественных интересах. Глава вторая Конституции Российской Федерации называется «Права и свободы человека и гражданина», в ней говорится именно о правах и свободах. То есть, установленные Конституцией возможности в одних случаях традиционно именуются правами, а в других - свободами. Между этими понятиями трудно провести строгое различие, ибо одну и ту же правовую возможность можно характеризовать и как право, и как свободу. Однако когда выбор связан с пользованием конкретными социальными благами, закон чаще всего использует термин «право»: право на отдых, право на жилище. Когда же речь идет о таких правовых возможностях, где целесообразней подчеркнуть степень свободы выбора поведения, применяется термин «свобода»: свобода мысли и слова, свобода совести, свобода вероисповедания и др. А что следует понимать под основной обязанностью? Основная обязанность - это установленная государством и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину и человеку определенный вид и меру поведения и ответственности в случае его неисполнения. Следует, однако, иметь в виду, что обязанность и ответственность - категории тесно переплетены, но не тождественны. Юридическая наука занимается, главным образом, юридической ответственностью. Поэтому обязанность есть конкретная, нормированная форма выражения ответственности. Будучи предписаниями о должном, обязанности представляют собой зафиксированный в законодательном порядке реестр требований, предъявляемых обществом к личности. Совокупность прав, свобод и обязанностей, определяющих положение гражданина и человека в обществе и государстве, образуют определенную систему. Эти права, свободы и обязанности весьма разнообразны по своему содержанию. Однако единство и внутренняя согласованность этой системы основных прав, свобод и обязанностей вовсе не исключает возможности их группировки по одному или нескольким основаниям. Необходимость научной классификации диктуется задачами более глубокого их изучения и обусловлена неоднородностью их конкретного содержания. В зарубежной и отечественной литературе были высказаны самые различные соображения по вопросу классификаций прав, свобод и обязанностей гражданина и человека. Впервые институт основных прав, свобод и обязанностей граждан установила Конституция РСФСР 1918 года. При ее разработке большое значение имела Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 25 января 1918 года. В Декларации, наряду с закреплением нового общественного и государственного строя России, были провозглашены и отдельные основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР: равноправие граждан независимо от пола, расы и национальной принадлежности; Конституция предоставила рабочим и крестьянам право на образование, на объединение в союзы, свободу слова, печати, собраний, митингов и др., подчеркнув тем самым свой классовый характер. В связи с тем, что в Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. значительно изменилось не только количество статей, посвященных правам, свободам и обязанностям, но изменилось и качественное их содержание, все это уже позволило говорить об определенной системе основных прав, свобод и обязанностей и о возможности и важности их классификации. В советской государственно-правовой литературе наиболее удачной и наиболее распространенной признавалась классификация конституционных прав и свобод на социально-экономические, политические и личные. Критерием такого деления является однородность материального содержания. Современная наука государственного права Российской Федерации восприняла подобную классификацию и ее основание. В Конституции Российской Федерации 1993 года разделение на группы не проводится, но в ее тексте заметна сгруппированность по указанным основаниям, хотя и с изменением очередности расположения отдельных групп основных прав и свобод: личные права и свободы, политические права и свободы, экономические, социальные права и права в области культуры, что соответствует новой концепции прав человека и гражданина, основным принципам и нормам международного права. Говоря о соотношении между правами человека и правами гражданина, следует иметь в виду, что их количество и виды значительно различаются и порой зависят от субъективного выбора составителей той или иной конституции. Во многих конституциях, в том числе и в Конституции Российской Федерации, различие между правами человека и правами гражданина проводится в самих формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека обычно употребляются формулы: «все», «каждый», «каждый человек», «никто», «ни один человек», - или безличные формулировки: «признается право», «гарантируется свобода» и т.д. Применительно к правам гражданина в статьях конституций прямо указывается: «гражданин имеет право», «гражданин может и т.д. Руководствуясь этими положениями, можно выделить следующие группы конституционных прав и свобод в такой последовательности: личные права и свободы гражданина и человека; политические права граждан Российской Федерации; экономические, социальные права и свободы и права и свободы в области культурной жизни гражданина и человека. Несмотря на отмеченные и возможные иные подходы к классификации конституционных прав и свобод, следует помнить, что так или иначе 176 каждая из названных сфер и областей охватывает особенности положения личности в отдельных ситуациях ее жизни и деятельности, и только в органическом единстве трех этих областей можно получить надлежащую картину юридического статуса гражданина и человека в Российской Федерации. Вместе с тем, нормы Конституции Российской Федерации, посвященные основным правам и свободам гражданина и человека, нельзя рассматривать вне связи с принципами признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в них изменения или дополнения, противоречащие этому принципу.
|
|