Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 3. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

  Определение структуры, а также порядка формирования исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их системы происходит в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 1999 г., иных федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации и положений об отдельных органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утверждаемых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Конституции республик устанавливают практически единое для всех наименование - президент республики. В других субъектах Российской Федерации - краях, областях, Санкт-Петербурге, автономной области, автономных округах - губернатор, в Москве - мэр.
  I. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации может быть только гражданин Российской Федерации, который наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Новые требования к порядку назначения на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определены в Федеральном законе от 5 апреля 2009 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» и Федеральный закон «О политических партиях».
  Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 дет.
  Высшее должностное лицо субъекта Российской федерации, в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года, не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности муниципальной службы, не может за- 504 ниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  Кроме того, Федеральным законом от 5 апреля 2009 года установлено также, что не могут быть представлены в качестве кандидатур высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) граждане Российской Федерации: имеющие неснятую или непогашенную судимость; содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда; которым в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предъявлено обвинение в совершении преступления; подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с пропагандой и публичной демонстрацией нацистской символики или атрибутики, а также за производство и распространение экстремистских материалов (в течение срока, когда гражданин Российской федерации считается подвергнутым административному наказанию); признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; отказавшиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
  Предложение кандидатур на должность высшего, должностного лица субъекта Российской Федерации вправе внести Президенту Российской Федерации политическая партия, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов избирателей на основании официально опубликованных ближайших ко дню внесения предложений результатов выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и были допущены к распределению депутатских мандатов. Политическая партия вносит Президенту Российской Федерации предложение не менее чем о трех кандидатах. Предложения о кандидатурах вносится политической партией после консультации с Президентом Российской Федерации.
  Президент Российской Федерации вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложение о кандидатуре на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации из числа кандидатур предложенных политической партией.
  Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривает предложенную Президентом Российской Федерации кандидатуру высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
  Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на срок не более пяти лет.
  В соответствии с конституционным принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, являясь одновременно руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляет свои полномочия самостоятельно.
  К полномочиям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) следует отнести его право:
  а) представлять субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, с правом подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации;
  б) обнародовать законы, удостоверяя их обнародование путем подписания закона или издания специальных актов либо отклонять отдельные законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
  в) формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и принимать решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
  Кроме того, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе:
  - участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса;
  - обеспечивать координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти;
  Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации издает указы (в республиках), постановления (в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) и распоряжения, которые являются обязательными к исполнению в субъектах Российской Федерации. Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
  В соответствии с п. 2 статьи 85 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Это, следовательно, относится и к актам высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
  Досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прекращаются досрочно в случаях:
  а) его смерти;
  б) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
  в) его отставки по собственному желанию;
  г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 1999 года;
  д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
  з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
  и) утраты им гражданства Российской Федерации.
  В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации вносится Президентом Российской Федерации не позднее 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
  II. Основы деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Он призван обеспечивать исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.
  Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок формирования устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законодательными актами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. Как правило, в настоящее время не только в республиках, но и в краях, областях и других субъектах Российской Федерации высший исполнительный орган государственной власти получает наименование Правительство субъекта Российской Федерации.
  Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, которое уже является руководителем этого высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
  Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации подотчетен, прежде всего, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. В то же время законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие.
  Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определены в статье 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
  - разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
  - осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  - разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
  - обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации,
  - формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  - управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации.
  Кроме того, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу) законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд.
  III. Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (президенты республик), постановления (высшие должностные лица других субъектов Российской Федерации) и распоряжения. Эти акты, принятые в пределах их полномочий, являются обязательными к исполнению в субъекте Российской Федерации.
  Правовые акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, могут быть опротестованы прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.
  В свою очередь, Президент Российской Федерации: вправе приостанавливать действие акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также действие акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае противоречия этого акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
  Президенту Российской Федерации принадлежит также право в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, по представлению Генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от исполнения обязанностей в случае предъявления ему обвинения в совершении преступления. Решение об отрешении от должности либо о временном отстранении от исполнения обязанностей высшего должностного лица доводится до сведения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Контрольные вопросы и задания

  1. Каковы виды, правовое регулирование, особенности структуры, основные полномочия, порядок досрочного прекращения полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации?
  2. Каков правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и основания досрочного прекращения его полномочий?
  3. Какова система, правовое регулирование, виды, особенности правового положения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации?
  4. Проанализируйте правовое регулирование, систему и основные полномочия органов государственной власти Самарской области.


 
© www.txtb.ru