|
§ 7. Плата за пользование объектами животного мира
Основы правового регулирования взимания платы за пользование объектами животного мира установлены нормами частей первой и второй Налогового кодекса РФ . НК РФ различает плату за пользование объектами животного мира и плату за пользование водными биологическими ресурсами. Выделение водных биоресурсов и ресурсов животного мира, вероятно, представляет значение для целей установления платы за ресурсы. С точки зрения законодательства о животном мире такое разграничение не имеет под собой основания. Хотя правовое регулирование водных биологических ресурсов имеет известную специфику, ФЗ РФ “ О животном мире” определенно относит живые ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ к объектам животного мира.
Плательщиками сбора за право пользования объектами животного мира признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие на территории РФ пользование объектами животного мира, по разрешениям ( лицензиям) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Плательщиками сбора за право пользования водными биологическими ресурсами признаются: 1) российские организации, индивидуальные предприниматели и физические лица - граждане России - пользователи водными биологическими ресурсами внутренних вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зон РФ, открытого моря, в том числе конвенционных районов, если Российская Федерация расходует средства на их изучение и охрану, а также пользователи анадромными видами рыб, нерестящихся на территории России, по всему их ареалу, на основании разрешений (лицензий); 2) иностранные организации и физические лица, осуществляющие пользование водными биологическими ресурсами во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, а также пользование анадромными видами рыб, нерестящимися на территории России, по всему их ареалу. От платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами освобождаются: 1) представители коренных малочисленных народов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое освобождение распространяется только на объемы (количество) ресурсов, добываемых в пределах территорий традиционного расселения и хозяйственной деятельности их личного потребления; 2) организации и физические лица, извлекающие объекты животного мира и водные биологические ресурсы в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава водных биологических ресурсов, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира и водных биологических ресурсов по поручению специально уполномоченных государственных органов; 3) научные организации, осуществляющие изъятие объектов животного мира и водных биологических ресурсов в научных целях; 4) общественные объединения охотников, рыболовов, ведущие на закрепленной за ними территории работы по охране и воспроизводству объектов животного мира и водных биологических ресурсов за счет собственных средств. 5) органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, осуществляющие пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами в целях изучения их запасов и промышленной экспертизы, в части, относящейся к указанной деятельности; 6) организации, расселившие объекты животного мира на закрепленных за ними территориях - на срок действия договора пользования этой территорией ( акваторией) в размерах, определяемых законодательством Российской Федерации о животном мире. Органы законодательной власти субъектов Федерации наделены правом предоставлять отдельным категориям пользователей объектами животного мира и водных биоресурсов дополнительные льготы в пределах сумм сбора, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Федерации.
Минимальные и максимальные налоговые ставки сбора за право пользования объектами животного мира в зависимости от условий пользования объектами животного мира и их видов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Конкретные ставки сбора за право пользования объектами животного мира устанавливаются органами власти субъектов Федерации по представлению специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира в пределах ставок, устанавливаемых Правительством РФ.
Минимальные ставки сбора за право пользования водными биологическими ресурсами, являющимися федеральной собственностью, а также за право пользования водными биологическими ресурсами во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, открытом море, в том числе в конвенционных районах, для российских налогоплательщиков, осуществляющих промышленную добычу, устанавливаются Правительством РФ дифференцированно с учетом разрешенных к вылову видов водных биологических ресурсов, района их промысла, условий ведения промысла. Конкретные ставки сбора за право пользования перечисленными водными биоресурсами для российских налогоплательщиков, осуществляющих промышленную добычу, устанавливаются по результатам конкурсов и аукционов органами, выдающими разрешения ( лицензии) на право пользования водными биологическими ресурсами. Ставки сбора за право пользования водными биологическими ресурсами для иностранных налогоплательщиков, осуществляющих промышленную добычу во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, а также за право пользования анадромными видами рыб, нерестящимися на территории России, устанавливаются Правительством РФ с учетом условий международных договоров. Ставки сбора за право пользования водными биологическими ресурсами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами власти. При сверхлимитном и нерациональном пользовании объектами животного мира и водными биологическими ресурсами установленные налоговые ставки сбора увеличиваются в 10 раз. При пользовании объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без лицензии налоговые ставки сбора увеличиваются в 20 раз по сравнению со ставками, обычно устанавливаемыми в отношении пользования, осуществляемого на основании лицензии.
|
|