|
§ 3. Отношения собственности в водном праве
Вода в природе находится в постоянном движении, перемещается по поверхности земли и в недрах, происходит ее кругооборот в природе. Законодатель, учитывая специфику оборота воды, подчеркивает, что к водным объектам не применимо во всей полноте понятие владения. Собственник в полной мере не может осуществлять в отношении водных объектов не только правомочие владения, но также пользования и распоряжения. Известная мудрость гласит, что в одну реку нельзя войти дважды. Равным образом нельзя пользоваться, владеть и распоряжаться тем водным объектом ( того качества и состояния), каким он был одним мгновением ранее.
Предметом водных отношений может являться как водный объект в целом, так и его часть. В отличие от этого, предметом права собственности, по Водному кодексу РФ, может выступать только водный объект в целом (река, водоем территориальное море и т. п.). Нельзя не отметить, что законодатель учел имевшиеся в этой области наработки российской юридической науки XIX века. Так, одно из разъяснений Гражданского Кассационного Департамента Правительствующего Сената в Российской империи гласило: “ Течение реки состоит в беспрерывном обмене водных частиц, в этом естественном состоянии непрерывного движения и обмена должна рассматриваться река как объект права, и в этом смысле право владения рекой нельзя превращать в право на самую массу воды, беспрерывно меняющуюся”.
Водные объекты могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной ( юридических и физических лиц) собственности. В муниципальной и частной собственности могут находиться только обособленные водные объекты ( замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Водное законодательство устанавливает презумпцию государственной собственности в отношении водных объектов: все водные объекты, включая обособленные, не находящиеся в муниципальной или частной собственности, находятся в государственной собственности. В федеральной собственности ( собственности Российской Федерации) находятся водные объекты, представляющие наибольшую значимость для Российской Федерации и ее устойчивого развития. К таким объектам относятся: 1) поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Федерации; 2) подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; 3) водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации; 4) водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; 5) трансграничные (пограничные) водные объекты; 6) внутренние морские воды; 7) территориальное море Российской Федерации; 8) водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий; 9) водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебнооздоровительных местностей федерального значения; 10) иные особо охраняемые водные объекты федерального значения. А.Н. Вылегжанин полагает, что ст.36 Водного кодекса РФ, определяющая водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, не в полной мере соответствует требованиям международного права, поскольку к федеральной собственности отнесены водные объекты, служащие средой обитания анадромных видов рыб. По его мнению такие водные объекты включают не только пресноводные водоемы, но и морские районы за пределами территориального моря и даже за пределами 200- мильной экономической зоны РФ (районы открытого моря). Такая оценка содержания ст.36 ВК РФ основана на том, что автор относит морские районы за пределами территориального моря и за пределами 200мильной экономической зоны РФ к водным объектам. Между тем, ст.8 Водного кодекса РФ содержит исчерпывающий список водных объектов, отношения по поводу которых регулируются российским водным законодательством и не предусматривает возможности его расширительного толкования. Сравнительно-правовой анализ содержания статей 8 и 36 Водного кодекса РФ, ФЗ РФ “ Об исключительной экономической зоне РФ” позволяет сделать заключение, что к водным объектам федеральной собственности относятся реки, озера и другие водоемы Российской Федерации, служащие местом обитания анадромных и катадромных видов рыб. В собственности субъектов Российской Федерации могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории субъекта Федерации и не отнесенные к федеральной собственности. Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации, а собственностью субъектов РФ - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами, находящимися в государственной собственности, относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Частная и муниципальная собственность на водные объекты установлена водным и гражданским законодательством на обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности юридическим и физическим лицам, городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям. Обособленные водные объекты имеют специфический правовой режим, требующий отдельного рассмотрения. Статья 11 Водного кодекса РФ устанавливает, что обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. Согласно ст.40 ВК РФ предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством РФ. Водное законодательство отдает приоритет гражданскому законодательству в правовом регулирования отношений по использованию обособленных водных объектов. Поэтому их правовой режим необходимо выводить из сравнительного анализа норм обеих отраслей права. Статья 130 Гражданского кодекса РФ относит к недвижимому имуществу земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и др. Такая конструкция нормы, основанная на перечислении отдельных объектов права собственности, позволяет утверждать, что обособленный водный объект является, с точки зрения гражданского права, самостоятельным объектом права собственности. В то же время, по водному законодательству он не может являться самостоятельным объектом гражданско-правового оборота, поскольку является частью земельного участка. Рассматриваемая коллизия, вероятно, обусловлена тем, что по гражданскому законодательству (ст.261 ГК РФ) право собственности на земельный участок распространяется на замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения, если иное не предусмотрено законом. Сопоставляя содержание ст.ст.130 и 261 ГК РФ и учитывая положения ст.11 ВК РФ о том, что водное законодательство РФ применяются к обособленным водным объектам в той мере, в какой это не противоречит гражданскому законодательству, можно прийти к выводу о том, что обособленный водный объект как недвижимое имущество является самостоятельным объектом гражданско-правового оборота и может выступать в качестве объекта купли-продажи, залога и иных сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Гражданское право не устанавливает никаких препятствий, а водное - никаких ограничений к тому, чтобы собственник земельного участка, на котором расположен обособленный водный объект, мог отчуждать этот объект по своему усмотрению без отчуждения самого земельного участка. Нельзя не обратить внимание на определенные пробелы гражданского и водного законодательства, регулирующего отношения права собственности на водные объекты. Как Гражданский, так и Водный кодексы РФ признают недвижимостью только обособленные водные объекты, в то время как среди всех водных объектов именно они играют наименьшую роль. Статья 130 ГК РФ, помимо перечисления имущества, признаваемого недвижимым, указывает на такие признаки недвижимого имущества, как прочная связь с землей и невозможность их перемещения без нанесения несоразмерного ущерба их назначению. Следовательно и иные водные объекты (поверхностные, подземные, внутренние морские воды и территориальное море) могут быть признаны недвижимым имуществом. Водные объекты ( за исключением обособленных) находятся в государственной собственности, поэтому их оборот (продажа, залог, совершение иных сделок, направленных на их отчуждение) запрещен. Допускается только ограниченный оборот прав на водные объекты, осуществляемый на основании лицензии на пользование водными объектами.
|
|