|
21. Надзорное производство
Опротестование вступивших в законную силу судебных решений Вступившие в законную силу решения суда могут быть опротестованы только специально уполномоченными на то должностными лицами. Протест вправе приносить: 1. Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ и их заместители - на судебные решения любого суда РФ. 2. Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ и Главный военный прокурор - на судебные решения всех военных судов. 3. Председатели судов субъектов РФ, прокуроры субъектов РФ - на судебные решения районных судов и определения судебной коллегии по уголовным делам судов субъектов РФ. 4. Председатели военных судов и военные прокуроры видов Вооруженных Сил РФ, групп войск и флотов - на судебные решения военных судов армий, флотов, соединений и гарнизонов. Для этого они вправе в пределах своей компетенции истребовать в целях изучения любое уголовное дело. В случае установления ими незаконности или необоснованности судебного решения - составляется протест и дело вместе с ним направляется в соответствующую судебную инстанцию. Если нарушения не обнаружены - составляется мотивированное постановление (заключение), подтверждающее законность и обоснованность ранее принятого судом решения (о чем сообщается заявителю) и дело возвращается в суд, из которого оно было истребовано. Срок принесения надзорного протеста, направленного на улучшение положения осужденного, УПК не установлен. Пересмотр же в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела допускается лишь в течение года по вступлении их в законную силу (ст. 373 УПК). Лицо, принесшее протест, вправе его отозвать. Протест, принесенный прокурором, может быть отозван вышестоящим прокурором (здесь УПК вступает в противоречие с Законом о прокуратуре РФ. Так, в соответствии со ст. 37 указанного закона протест, принесенный прокурором, может быть отозван только прокурором, принесшим протест). Отозвание протеста допускается только до начала судебного заседания, в котором протест подлежит рассмотрению.
Рассмотрение дела судом надзорной инстанции Дело по протесту на вступившие в законную силу приговор, определение или постановление рассматривается надзорной инстанцией в судебном заседании не позднее 15 суток, а в Верховном Суде Российской Федерации - не позднее месячного срока с момента поступления дела с протестом (ч. 1 ст. 377 УПК). Дела в порядке надзора рассматриваются: - судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ - в составе не менее трех членов суда; - президиумами судов, в том числе и Президиумом Верховного Суда РФ, - в составе большинства членов президиума. Уровень прокурора, участвующего в рассмотрении дела в порядке надзора, определен в ч. 2 ст. 377 УПК. В необходимых случаях на заседание суда для дачи объяснений могут быть приглашены: осужденный, оправданный, их защитники, законные представители несовершеннолетних, потерпевший и его представители, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Этим лицам обеспечивается возможность ознакомления с протестом или заключением. Дело докладывается судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении дела. Он излагает обстоятельства дела, содержание судебного решения, содержание протеста. Докладчику могут быть заданы вопросы. Прибывшие в судебное заседание лица из числа приглашенных дают свои устные объяснения. Затем слово предоставляется прокурору для поддержания протеста или дачи заключения по протесту председателя суда или его заместителя. Решения по делу принимаются большинством голосов. При их равенстве протест, как не собравший большинства голосов, считается отклоненным. Решение Президиума судов оформляется постановлением, а решение судебной коллегии Верховного Суда РФ - определением. Пределы прав надзорной инстанции. Надзорная инстанция вправе: 1) оставить протест без удовлетворения; 2) отменить приговор и все последующие судебные решения и прекратить производство по делу либо передать его на новое расследование или новое судебное рассмотрение; 3) отменить кассационное определение, а также последующие судебные решения, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение; 4) отменить решения, вынесенные в порядке надзора, и оставить в силе, с изменениями и без изменений, приговор суда и кассационное определение; 5) внести изменения в приговор, определение и постановление суда (ст. 378 УП К ). Определения или постановления, вынесенные в первой, в кассационной или надзорной инстанциях, подлежат отмене или изменению только в том случае, если суд, рассматривающий протест, признает, что: - определение суда первой инстанции или постановление судьи является незаконным или необоснованным; - кассационной или надзорной инстанцией неосновательно оставлены без изменения либо отменены или изменены предшествующие определения, постановления или приговор по делу; - при рассмотрении дела в кассационной или надзорной инстанциях допущены нарушения закона, которые повлияли или могли повлиять на правильность вынесенного ими определения или постановления (ч. 2 ст. 379 УПК). Надзорная инстанция может смягчить наказание, назначенное осужденному, или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание или применить закон о более тяжком преступлении. Суд надзорной инстанции может принять решение, ухудшающее положение лица, в отношении которого был принесен протест только тогда, когда незаконное смягчение наказания или неосновательное прекращение дела были допущены нижестоящей надзорной инстанцией. Отменяя в такой ситуации ее определение или постановление, вышестоящая надзорная инстанция вправе оставить без изменений приговор суда или кассационное определение (ч. 4 ст. 380 УПК). Однако и такое решение вышестоящая надзорная инстанция может принять лишь при условии, что именно в отношении данного лица был принесен протест. Отмена приговора, определения и постановления в части оправданных или осужденных, в отношении которых протест не вносился, разрешается только в случае, если этим не ухудшается их положение (ч. 5 ст. 380 УПК). В части гражданского иска надзорная инстанция может внести в него необходимые изменения и даже увеличить размер взыскания, но только при наличии следующих условий: - по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены полно и правильно, а неправильное определение размера взыскания было следствием ошибки в применении норм материального права; - увеличение размера взыскания по гражданскому иску не влечет за собою изменения квалификации преступления либо фактического содержания обвинения в сторону, ухудшающую положение осужденного.
|
|