|
2. Пенсии по старости на общих основаниях
Следует отметить, что пенсионный возраст в РФ значительно ниже, чем в большинстве других стран. Он был установлен Правилами обеспечения по старости, утвержденного НКТ труда СССР 11 февраля 1930 г., и с тех пор не менялся. Правда, есть еще отраслевой документ того периода - постановление Союзного совета социального строя при НКТ СССР от 5 января 1928 г., которое ввело страхование по старости работников текстильной промышленности и которое впервые установило ныне действующий возраст для назначения пенсий по старости. Для сравнения: в Дании - 67 лет, Ирландии - 66 лет, США, ФРГ, Швеции, Канаде, Нидерландах, Испании, Великобритании, Австрии, Бельгии и т. д. - 65 лет для мужчин, причем в США, ФРГ, Швеции, Канаде, Испании - те же 65 лет и для женщин; Во Франции - 60 лет и для мужчин и для женщин. И только в Италии пенсионный возраст совпадает с пенсионным возрастом в России, но до 1995 г., когда он был повышен для женщин - до 57, а для мужчин - до 62 лет. Вместе с тем в Программе пенсионной реформы в РФ, утвержденной постановлением Правительства от 20 мая 1998 г. № 463, указывается, что «...сегодня в России соотношение численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами, от величины которого зависит финансовая устойчивость пенсионной системы, основанной на распределительном принципе, менее благоприятное, по сравнению с большинством развитых стран, за исключением Франции и Италии, несмотря на то, что Россия существенно отстает от развитых стран по средней продолжительности жизни. Стабилизации существующей распределительной системы пенсионного обеспечения можно достичь лишь через поэтапное повышение пенсионного возраста с одновременной отменой всех имеющихся льгот». Там же в разделе 5 - Трудовые пенсии - указывается, что размер трудовой пенсии предполагается исчислять только исходя из страховых признаков: возраста, страхового стажа, страховых взносов, заработной платы (дохода), с которой уплачивались страховые взносы, а также пенсионных накоплений (пенсионных резервов), отнесенных на именные накопительные счета застрахованных. Путем введения императивных норм по повышению пенсионного возраста проблемы очевидно не решить. Вместе с тем уже в настоящее время следовало бы разработать систему стимулирования перехода на пенсионный возраст в более позднем возрасте, что привело бы к увеличению фактического возраста выхода на пенсию. Решению данной проблемы должна способствовать система введения страхового стажа Федеральным Законом от 1 апреля 1996 г. № 27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»1. Продолжительность страхового стажа должна быть связана исключительно с продолжительностью уплаты страховых взносов. Предлагается даже установить стаж минимальной продолжительности - 1 год. Соответственно и трудовая пенсия будет по своему размеру пропорциональна этому стажу. При таком подходе отпадает необходимость сохранения института пенсий при неполном трудовом стаже. Величина пенсии для мужчин и женщин должна будет определяться путем деления суммы накопленных страховых взносов на ожидаемую продолжительность жизни в месяцах после достижения пенсионного возраста. Правда, при этом не учитываются особенности трудовой деятельности женщин - продолжительность их страхового стажа может быть ниже, чем у мужчин, в частности, из-за перерывов в работе, связанных с уходом за детьми. Да и «ожидаемая продолжительность жизни» - достаточно условный показатель. Поэтому, скорее всего, размер пенсий у женщин будет меньше, чем у мужчин. В настоящее время нормы пенсионного законодательства предусматривают возможность назначения неполной пенсии по старости гражданам, достигшим общего пенсионного возраста, но не имеющим требуемого полного общего трудового стажа. Необходимым условием назначения такой пенсии является наличие общего трудового стажа не менее 5 лет. В эти 5 лет включаются, помимо работы: военная служба, учеба, а также иные периоды, засчитываемые в общий трудовой стаж (см. соответствующую тему). Размер пенсии при неполном общем трудовом стаже определяется пропорционально продолжительности имеющегося трудового стажа, исходя из полной пенсии, устанавливаемой за стаж: мужчинам - 25, женщинам - 20 лет. Исчисление пенсии пропорционально продолжительности имеющегося стажа производится следующим образом: определяется соответственно полная пенсия; эта пенсия делится на число месяцев требуемого стажа; полученная сумма умножается на число месяцев фактического стажа. Размер пенсии при неполном общем трудовом стаже не может быть ниже социальной пенсии, назначаемой в размере 2/3 минимальной пенсии по старости.
Действующее законодательство закрепило также случаи назначения досрочной пенсии. В отличие от неполной досрочная пенсия назначается только тем гражданам, у которых есть полный требуемый общий трудовой стаж, но до достижения пенсионного возраста осталось не более 2 лет (ст. 32 Закона «О_занятости населения в РФ», ст. 7 п. 5 Закона «О закрытом административно-территориальном образовании» и др.
|
|