|
1. Общая характеристика правового режима земель особо охраняемых природных территорий
К землям особо охраняемых природных территорий
относятся земли: а) государственных природных заповедников, в том числе биосферных;
б) национальных парков; в) природных парков; г) государственных природных заповедников; д) памятников природы; е) дендрологических парков и ботанических садов; ж) лечебно-оздоровительных местностей и ботанических садов (земли природно-заповедного фонда). На указанных землях запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная законами Российской Федерации и ее субъектов. На других землях природно-заповедного фонда допускается ограниченная хозяйственная и рекреационная деятельность в соответствии с установленным для них режимом. Изъятие земель природно-заповедного фонда для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. В местах проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации и ее субъектов, на землях природно-заповедного фонда допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов. Для обеспечения режима функционирования объектов природно-заповедного фонда могут устанавливаться охранные зоныс запрещением в пределах этих зон любой деятельности, отрицательно влияющей на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в пределах охраняемых зон у землепользователей не изымаются и используются ими с соблюдением установленных для этих участков ограничений. Особо охраняемые природные территории — это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Правовой режим этих земель определяется Законом РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 “Об охране окружающей природной среды”, Федеральными законами от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” и от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”. Этим землям присущи общие и специфические признаки. Общими признаками обладает любой земельный участок: он является неотъемлемой частью природы, находящейся в сфере эколого-правового регулирования; играет определенную экономическую и экологическую роль в обществе; обладает территориальной неперемещаемостью; обозначен порядок землеустроительных действий на местности. Специфические признаки присущи определенным категориям и видам земель, а также земельным угодьям, что обусловливает их дифференцированный правовой режим. Так, курорты обладают природными лечебными ресурсами и климатом, используемыми для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха, что требует соответствующего правового регулирования использования и охраны их земель. Несмотря на специфику каждой разновидности названных земель, они объединены в одном разделе (VI) Земельного кодекса РФ ввиду определенной общности их правового режима. Эта общность выражается в особой правовой охране данных земель и находящихся на них природных объектов (ст. ст. 33—35 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях”) и в особом правовом режиме использования. Общность правового режима данных земель порождена типичными для них причинами: 1) отнесением к объектам общенационального достояния в силу особой ценности для государства и общества; 2) необходимостью исключения из активной хозяйственной деятельности в силу особой ценности природно-исторических объектов. Например, деятельность предприятий, осуществляющих разработку полезных ископаемых, несовместима с сохранением уникального природного ландшафта. Устранение данного экономико-экологического противоречия, когда экономические интересы предпринимателей осуществляются в ущерб экологическим интересам общества, возможно только одним методом — прекращением деятельности горнодобывающего предприятия; 3) наличием перспективной цели — исключения земель из активной хозяйственной деятельности — в интересах не только настоящего, но и будущего поколений (ч. 1 ст. 60 Закона “Об охране окружающей природной среды”). Изменение окружающей природной среды под воздействием человеческой деятельности неизбежно, но необходимо сохранить для потомков нетронутыми отдельные уголки природы; 4) необходимостью правового регулирования исключения данных земель из активной хозяйственной деятельности. Так, заповедники, национальные парки, природные парки и другие особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения образуются соответственно решениями правительства РФ, субъектов Федерации или органов местного самоуправления по представлению специально уполномоченных на то органов;
5) возможностью правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления устанавливать и иные формы особо охраняемых природных территорий (в том числе зеленые зоны, городские леса, памятники садово-паркового искусства и др.) в целях охранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов флоры и фауны, их генетического фонда.
|
|