|
2. Особенности государственного управления лесным фондом
Государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов является частью государственного регулирования правового режима земель лесного фонда. Государственное управление лесным фондом осуществляют правительство РФ, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления (органы общей компетенции) и специально уполномоченный федеральный орган управления лесным хозяйством. Так, если правительство РФ определяет основные направления государственной политики в области лесного хозяйства, то Минприроды России в соответствии с положением о нем осуществляет разработку этих основных направлений, защиту федеральных интересов при регулировании использования, восстановления и охране лесов. Регулирование лесных отношений и связанное с этим использование земель осуществляется по следующим основным направлениям: 1) установление правового режима лесов и земель лесного фонда в форме отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также перевода их из одной группы лесов или категории защитности в другую (ст. ст. 55, 60 ЛК РФ и др.); 2) установление непосредственного целевого назначения конкретного лесного участка через предоставление его лесопользователям по лицензии, лесорубочному билету (ордеру), лесному билету или договору концессии (ст. ст. 40—42, 81 ЛК РФ); 3) осуществление мероприятий, обеспечивающих выполнение лесопользователями своих прав и обязанностей, предусмотренных ст. ст. 82 и 83, а также специальных обязанностей, введенных Лесным кодексом в связи с особенностями тех или иных групп лесов. Данные мероприятия могут выражаться: а) в подборе наиболее эффективных лесопользователей. Например, кодексом предусмотрена возможность передачи участков лесного фонда через лесные конкурсы (ст. 35 ЛК РФ), позволяющие подобрать наиболее способных для выполнения обязанностей лесопользования лиц; б) в обеспечении охраны лесов, введения ограничений в целях ее обеспечения. Так, пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, грибов и т. п. могут быть ограничены, если этого требуют интересы пожарной безопасности, ведения орехопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в лесах государственных природных заповедников и на других особо охраняемых природных территориях — в связи с установлением в них режимов лесопользования (ст. 86 ЛК РФ); в) в обеспечении свободы хозяйственной деятельности пользователей лесным фондом, связанной с использованием лесных ресурсов, устранении вмешательства, предусмотренного законом, в его законную деятельность (ст. 86 ЛК); г) в приостановлении или ограничении права пользования фондом в случаях нарушений лесопользователем требований лесного законодательства или других условий, предусмотренных в разрешительных документах (ст. 27 ЛК); д) в прекращении лесопользования досрочно, если лесопользователем допущены нарушения: систематически (более двух раз) нарушения лесного законодательства, нанесшие значительный вред лесному хозяйству, а также невыполнение лесопользователем лесовосстановительных и противопожарных мероприятий, несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 28 ЛК РФ)1. Регулирование лесных отношений государственными органами осуществляется через следующие основные функции: 1) учет: а) ведение государственного учета лесного фонда (ст. 67 ЛК РФ) и государственного лесного кадастра (ст. 68 ЛК РФ), которое выражается в сборе сведений о правовом режиме лесного фонда, об экономических, экологических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда, делении лесов на группы и категории защитности и других данных о систематическом контроле за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечении долговременными сведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления и др.; б) мониторинг лесов (ст. 69 ЛК РФ), представляющий систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и повышения их экологических функций; 2) планирование (программирование): а) разработка совместно с субъектами РФ федеральных и региональных программ по рациональному пользованию лесным фондом, повышению доходности, продуктивности, экономической, экологической и социальной значимости лесов, обеспечению воспроизводства, охраны и защиты лесов, определение порядка их финансирования; б) планирование расчетных лесосек, определение и утверждение расчетной лесосеки с участием органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 62 ЛК РФ); 3) распределение и перераспределение участков лесного фонда, осуществляемые: а) через прямые переговоры, лесные конкурсы, аренду, договоры концессии, проходящие в условиях гласности с учетом защиты интересов местного населения; б) путем досрочного прекращения права пользования лесным фондом в случаях совершения нарушений, предусмотренных ст. 28 ЛК РФ; 4) лесоустройство, которое включает систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. При лесоустройстве осуществляются: определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством, государственных природных заповедников, национальных парков, лесхозов образовательных учреждений высшего профессионального образования (ст. ст. 72—74 ЛК РФ); 5) контроль, задачей которого является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных правил и норм, установленных лесным законодательством (ст. 76 ЛК РФ). Во исполнение лесного законодательства Правительством РФ постановлением от 1 июня 1998 г. № 544 утвержден Порядок осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводства лесов; 6) охрану прав и законных интересов лесопользователей, которая осуществляется путем: а) разрешения судами и арбитражными судами споров по вопросам лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов (ст. 109 ЛК РФ), поскольку результатом такого разрешения является пресечение нарушений прав того или иного лица, а также их восстановление; б) применения ответственности за нарушения лесного законодательства РФ путем применения административных взысканий и уголовных наказаний (ст. 110 ЛК РФ); возврата занятых участков лесного фонда без возмещения виновному понесенных им затрат; взыскания сумм причиненного ими лесному хозяйству вреда и т. п.
|
|