|
2. Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства
Специфика дел о земельных правонарушениях заключается в том, что для привлечения ответственности необходима определенная специализация и компетентность лиц, рассматривающих такие дела. Так, применение ответственности за непринятие нарушителем мер по предотвращению процессов, ухудшающих состояние почв, входит в компетенцию экологов. Поэтому дела данной категории рассматриваются органами Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (ст. 219-2 КоАП).
К традиционным видам ответственности за нарушение земельного законодательства, как было сказано выше, относятся дисциплинарная, административная, уголовная и имущественная (материальная).
Дисциплинарная ответственность имеет следующие особенности.
1. Субъектом данного вида ответственности может выступать только временный или постоянный работник (рабочий или служащий). Например, нельзя применять дисциплинарные взыскания за нерациональное использование огородов к гражданам, поскольку они не являются работниками хозяйства. 2. Дисциплинарные взыскания могут применяться за нарушения земельного законодательства только к тем работникам, в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. Так, подлежит взысканию агроном колхоза, ведущий с нарушением правил Земельно-кадастровую книгу хозяйства; механизатор, осуществляющий вспашку эрозионно-опасными способами; водитель автомашины, сбросивший строительный мусор на сенокос и захламивший его. Однако нельзя наказать ветврача за потраву посевов стадом коров; экономиста — за возведение сооружения, отрицательно влияющего на состояние земель, поскольку в круг трудовых обязанностей данных лиц не входит соблюдение земельно-правовых норм. 3. Закон не устанавливает составов дисциплинарных проступков, как это имеет место в отношении административноправовых нарушений и преступлений. Поэтому объект правонарушения здесь всегда двойной: правила внутреннего распорядка хозяйства и правила использования земель. Например, сотрудник проектного учреждения, по небрежности разработавший некачественный проект, одновременно нарушил правила внутреннего распорядка учреждения (недобросовестно трудился) и правила использования земли (сооружение по его проекту отрицательно скажется на состоянии земель). 4. В отличие от иных видов ответственности дисциплинарные взыскания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени. Так, нельзя наказать пастуха, который в период отпуска совершил потраву посевов, поскольку проступок совершен в нерабочее время. К виновному в данном случае применима лишь административная ответственность. 5. При применении дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения закон не требует жесткой процессуальной процедуры расследования нарушений и применения взысканий. Если, например, механизатор не вспахал поле к уста-новленному сроку, то не требуется составлять протокол об этом нарушении; руководитель обязан истребовать объяснение от нарушителя, но не обязан дожидаться его получения (важен факт истребования); о взыскании выносится приказ по хозяйству и не требуется каких-либо постановлений (например, профсоюза). 6. Применять дисциплинарную ответственность вправе только администрация предприятия; руководителям подразделений такого права не дано, за исключением случаев, определенных законом. 7. Дисциплинарная ответственность может быть применена одновременно с административной и имущественной (материальной) ответственностью. Например, агроном сельхозпредприятия за непринятие мер борьбы с сорняками может получить строгий выговор от руководителя хозяйства; за этот же проступок административная комиссия может наложить на него штраф в порядке ст. 99 КоАП; одновременно приказом по хозяйству агроном может быть привлечен к материальной ответственности за тот ущерб, который был понесен хозяйством в результате разрастания сорной растительности. 8. Дисциплинарная ответственность применяется чисто в диспозитивном порядке, т. е. по усмотрению администрации предприятия и в необходимых случаях (ст. 128 КзоТ). 9. Перечень видов дисциплинарной ответственности по трудовому законодательству является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (ст. ст. 33, 135, 254 КзоТ — замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок, увольнение). Исключение составляют случаи, предоставляющие право кооперативам и иным организациям вносить в свои уставы дополнительные взыскания1. Административная ответственность за земельные правонарушения характеризуется следующим. 1. Субъектами этого вида ответственности могут быть любые лица, которые в соответствии с законом признаны виновными в совершении административно-земельного проступка (ст. ст. 13—17 КоАП). При этом закон подходит дифференцированно к должностным лицам, устанавливая для них повышенную ответственность по сравнению с обычными гражданами (ст. 15 КоАП). 2. Административная ответственность за нарушения земельного законодательства выражается в конкретно определенных составах административных проступков. Нарушение, не подпадающее под схему состава, не наказуемо. Так, за нарушение правил содержания дорог не может привлекаться агроном колхоза, поскольку он не является субъектом, ответственным за содержание дорог (ст. 134 КоАП), т. е. нарушение не подпадает под схему состава административного проступка. 3. По общему правилу к административной ответственности виновные привлекаются в любое время, независимо от того, в рабочее или во внерабочее время они совершили правонарушение. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом. Например, непринятие мер к своевременному запрещению или ограничению движения на отдельных дорогах в периоды, когда движение по ним угрожает безопасности движения — периоды весенней распутицы, ослабления дорожного полотна (ст. 134 КоАП), т. е. нарушение наказуемо только в том случае, если оно совершено в указанный в законе период. 4. Административные взыскания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые указаны в законе (ст. ст. 199—244 КоАП). При этом виновные лица не находятся в служебной зависимости от наказывающих должностных лиц, т. е. административная ответственность носит вневедомственный характер. 5. Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком: нарушение земельного законодательства протоколируется уполномоченным на то должностным лицом (ст. 234 КоАП); собираются необходимые доказательства (ст. ст. 231, 232 КоАП); к участию в рассмотрении дела привлекается определенный круг лиц (ст. ст. 247—253 КоАП); административные дела рассматриваются в месте, в сроки и в порядке, определенном законом (ст. ст. 256—259 КоАП); ход рассмотрения дела протоколируется (ст. 260 КоАП); взыскание оформляется постановлением, которое доводится до виновного (ст. ст. 261—265 КоАП); постановление может быть обжаловано (ст. ст. 266—276 КоАП).
6. Административная ответственность за нарушения земельного законодательства носит смешанный диспозитивно-императивный характер: факт нарушения фиксируется в установленном порядке (ст. ст. 234—236 КоАП), что влечет за собой принятие решения по делу. Однако при малозначительности проступка или при возможности исправления нарушителя другими методами административная ответственность может не применяться (ст. ст. 21, 22 КоАП). 7. Нарушения земельного законодательства, влекущие административную ответственность, можно классифицировать следующим образом: а) нарушения экономического характера: несвоевременный возврат временно занимаемых земельных участков (ст. 52 КоАП); отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства (ст. 53 КоАП) и др.; б) нарушения экологического характера: порча и уничтожение плодородного слоя почвы; проведение мелиоративных и других работ, отрицательно влияющих на состояние земель; невыполнение обязательных противоэрозионных мероприятий (ст. 50 КоАП) и т. п.; в) нарушения, связанные с землей, т. е. в части объектов, представляющих собой постоянную или временную недвижимость, связанную с землей: самовольное возведение хозяйственных и бытовых строений (ст. 143 КоАП); потрава посевов, повреждение насаждений (ст. 96 КоАП); умышленное повреждение дорожных сооружений (ст. 131 КоАП) и др.; г) нарушения правил использования земель: непринятие мер борьбы с сорняками (ст. 99 КоАП); нарушение правил благоустройства населенных пунктов (ст. 144 КоАП); нарушение правил содержания дорог (ст. 134 КоАП) и др.1 Уголовная ответственность имеет следующие основные признаки. 1. Ограниченность оснований ее возникновения. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом (ст. 8 УК РФ). Следовательно, уголовно наказуемые земельные преступления нарушают одновременно нормы как земельного, так и уголовного права. 2. Особый порядок возложения. Уголовная ответственность может быть возложена на лицо лишь обвинительным приговором суда, вынесенным с соблюдением требований УПК РСФСР. 3. Уголовная ответственность носит исключительно личный характер. К ней не могут привлекаться юридические лица, однако праву известен институт соучастия (ст. 32 УК РФ). При анализе Особенной части нового УК и УК 1960 г. можно выделить ряд существенных изменений, в том числе и касающихся “земельных” преступлений. Часть ранее уголовных наказуемых деяний декриминализирована (ст. 199 — самовольный захват земли; ст. 168 — умышленная потрава почв и повреждение полезащитных и иных насаждений). Некоторые составы не претерпели существенных изменений: ст. 167 (нарушение правил разработки недр) УК 1960 г. примерно соответствует ст. 255 (нарушение правил охраны и использования недр) УК 1996 года, а ст. 255 (посев или выращивание запрещенных к возделыванию опийного мака и конопли) УК 1960 г. — ст. 231 (незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества) УК 1996 г. при снижении санкций последней. В УК 1996 г. введены совершенно новые составы преступлений: ст. 254 — порча земли и ст. 170 — регистрация незаконных сделок с землей. По УК 1996 г. все составы преступлений, связанные с земельными отношениями, можно подразделить на два вида: специальные (объектом выступают только непосредственно земельные отношения) и общие (объектами, наряду с другими общественными отношениями, могут быть и земельные отношения)1. Можно выделить четыре группы составов “земельных” преступлений: 1) носящие экологический характер (имеет место посягательство на землю как элемент экосистемы):
специальные: ст. 254 — порча земель, ст. 255 — нарушение правил охраны и использования недр;
общие: ст. 246 — нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, ст. 247 — нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, ст. 262 — нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и т. д.; 2) носящие экономический характер (имеет место посягательство на землю как хозяйственный, имущественный объект): специальный: ст. 170 — регистрация незаконных сделок с землей; общие: ст. 167 — умышленное уничтожение или повреждение имущества, ст. 168 — уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, ст. 171 — незаконное предпринимательство, ст. 179 — принуждение к совершению сделки либо к отказу от ее совершения, ст. 198 — уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса, ст. 199 — уклонение от уплаты налогов в государственные внебюджетные фонды (страховых взносов) с организаций; 3) посягающие на землю как объект государственного управления:
специальные — нет; ранее имелась ст. 199 УК РСФСР 1960 г. — самовольный захват земли, однако в новый УК она не перенесена; такое деяние не влечет даже административной ответственности;
общий: ст. 330 УК РФ — самоуправство; 4) связанные с землей (имеющие непосредственное отношение к тому, что произрастает на земле): ст. 231 — незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, ч. 2 ст. 249 — нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, ст. 260 — незаконная порубка деревьев и кустарников, ст. 261 — уничтожение или повреждение лесов. Имущественная (материальная) ответственность за нарушение земельного законодательства. Она подразделяется на гражданско-правовую, установленную ГК РФ, и предусмотренную специальными нормативно-правовыми актами (КЗоТ, Уставами предприятий и т. п.). Во всех случаях применения имущественной (материальной) ответственности за нарушения земельного законодательства должны быть в наличии четыре условия. 1. Наличие причиненного ущерба, подлежащего возмещению. Например, ухудшение экологической обстановки в результате неправильного использования земель можно считать ущербом, если мероприятия по восстановлению экологического благополучия поддаются денежной оценке или иному имущественному эквиваленту. Под понятием “ущерб” в земельном праве можно понимать: — утрату каких-либо ценностей. Так, плодородие почв представляет собой значительную общественную ценность, поэтому оценка его в денежной сумме позволит привлечь виновных в снижении плодородия сельхозугодий к материальной ответственности; — дополнительные расходы, стоимость работ по устранению тех иных неблагоприятных последствий. Например, сельхозпредприятие вправе уничтожить сорняки, обладающие способностью быстро распространяться, на землях соседнего пользователя. Расходы по уничтожению являются основанием для взыскания стоимости их с соседнего пользователя угодий; — неполученные доходы из-за тех или иных действий виновных лиц. Так, несвоевременный возврат земельного участка приводит к срыву графика посевных работ, вследствие чего урожайность сельхозкультур почти наполовину ниже обычного, что и составляет стоимость недополученных доходов. Ущерб, как основание имущественной ответственности, должен быть документально доказан. Например, при составлении акта о потраве посевов необходимо зафиксировать площадь и среднюю урожайность культур на месте потравы, объем погубленного в натуральных единицах (центнерах, тоннах) и перевести полученное в денежную оценку. 2. Имущественная ответственность наступает за причинение не всякого ущерба, а лишь такого, который возник в результате противоправного поведения виновных лиц. Противоправность причинения ущерба выражается в поведении виновного лица двояко: — в действиях (использование участка не в соответствии с целями, для которых он предоставлен (ст. 50 КоАП), или использование его способами, приводящими к порче земельного покрова (ст. 51 КоАП)); — в бездействии (невыполнение обязательных мероприятий по предотвращению эрозии почв влечет за собой дополнительные расходы по восстановлению почв (ст. 50 КоАП)). Закон предусматривает случаи, когда действие, противоречащее нормам права, хотя и причинившее ущерб, не считается противоправным — это крайняя необходимость и необходимая оборона (ст. ст. 18, 19 КоАП, ст. ст. 37, 39 УК РФ). Например, если пришлось повредить почвенный плодородный слой для срочного закрытия пробоины в дамбе водоема в целях предотвращения затопления населенного пункта (крайняя необходимость) или использовать часть плодородного слоя для укрепления бруствера окопов при защите населенного пункта от экстремистов (необходимая оборона), то указанные действия нельзя считать неправомерным причинением ущерба. 3. Противоправное поведение, причинившее ущерб, только тогда является основанием имущественной ответственности, если имеется причинная связь между противоправным поведением и наступившими имущественными последствиями. Так, имеется причинная связь между использованием повышенных доз минеральных удобрений и ростом нитратов в сельхозпродукции, поскольку “перекормка” почв агрохимикатами изменяет питательную среду растений. 4. К имущественной ответственности привлекается лишь виновное лицо, действиями которого причинен ущерб. Невиновные действия, хотя бы они и были противоправными и влекли за собой ущерб, не подлежат имущественной ответственности. Так, нельзя подвергать имущественной ответственности пользователей земли за невыполнение обязательных противоэрозийных мероприятий, если у них не было средств, без которых невозможно осуществить названные мероприятия, и невозможно было также эти средства приобрести. Во всех случаях привлечения виновных к имущественной ответственности предусмотрена возможность применения “щадящего” режима взыскания ущерба: суд может уменьшить размер возмещения ущерба, причиненного гражданином, в зависимости от его имущественного положения (ст. 1083 ГК РФ); при взыскании ущерба истец может снизить цену иска или отказаться от иска, освободив тем самым ответчика от имущественной ответственности (ст. 34 ГПК РСФСР); при взыскании ущерба с работника суд вправе снизить размер исковых требований предприятия не только с учетом материального, но и семейного положения. Имущественная (материальная) ответственность, предусмотренная специальными законами, делает ряд изъятий из общего положения об этой ответственности. В частности, трудовое законодательство ограничивает режим общей материальной ответственности в следующем: а) взысканию подлежит лишь прямой действительный ущерб, неполученные доходы не взыскиваются. Например, если механизатор не полностью засеял весной земельный участок, то с него нельзя взыскать стоимость неполученного урожая, поскольку это не составляет прямого действительного ущерба; б) работники, причинившие ущерб при нормальном производственно-хозяйственном риске, освобождаются от материальной ответственности. Так, если в результате применения неопробованного химпрепарата сорняки окажутся не уничтоженными, то работника, рискнувшего применить этот препарат, нельзя привлекать к материальной ответственности за дополнительные расходы по борьбе с разросшимися сорняками на земельном участке; в) материальная ответственность работников за ущерб земельным угодьям, причиненный ими при исполнении служебных обязанностей, ограничивается пределами среднемесячного заработка (ст. 119 КЗоТ), невозмещенные же средства ложатся на убытки предприятия. Лишь в случаях, специально предусмотренных законом (ст. 121 КЗоТ), материальная ответственность бывает полной, но в рамках причиненного действительно материального ущерба. Например, если водитель, нарушив правила дорожного движения, опрокинул автомобиль с мазутом, загрязнив придорожную пашню, то взысканный с него ущерб не будет превышать размера одного среднемесячного заработка; и лишь в том случае, если ущерб причинен водителем, находящимся в нетрезвом состоянии, он будет взыскан в полном объеме (ст. 121 КЗоТ); г) для привлечения к материальной ответственности, предусмотренной трудовым законодательством, установлены сокращенные сроки. Так, если к ограниченной материальной ответственности возможно привлечь виновного работника не позднее одного месяца со дня обнаружения ущерба, а к полной — в течение одного года (ст. 122 КЗоТ), то по гражданскому законодательству общий срок исковой давности — три года (ст. 196 ГК РФ). Наконец, материальная ответственность, будучи компенсационной, применяется наряду и вместе со всеми остальными видами ответственности. Например, водитель, получив строгий выговор за опрокинутую в кювет автомашину с мазутом, одновременно возмещает ущерб, возникший от пролитого мазута, и расходы по очистке загрязненной земли (ст. ст. 119, 135 КЗоТ). Специальные виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства предусмотрены особыми нормативными актами. Виды специальной ответственности не вписываются в систему имущественной и других видов общей ответственности. Так, земельно-правовая ответственность за самовольное занятие земельного участка отличается от административной за данное нарушение, поскольку для привлечения к земельно-правовой ответственности не предусмотрено сроков давности, а для административной предусмотрен срок — не позднее двух месяцев со дня обнаружения (ст. 38 КоАП); земельно-правовая ответственность предусматривает систему действий (снос самовольно возведенного строения; восстановление межевых знаков и т. п.), совершаемых виновным или за счет виновного, а административная ответственность предусматривает лишь штрафы; земельно-правовая ответственность может применяться органами местного самоуправления, а административная ответственность — органами Госкомзема.
Специальные виды ответственности за нарушения земельного законодательства содержатся не только в Земельном кодексе РФ, но и в других природно-ресурсных актах. Например, ст. 86 Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды” устанавливает полную материальную ответственность организаций и граждан за вред, причиненный окружающей природной среде. Наличие специальной ответственности за нарушение земельного законодательства обусловлено тем, что: — во-первых, земля как объект природы, элемент экосистемы имеет специфику, отличную от иных объектов материального мира, а значит общей гражданско-правовой (имущественной) ответственности недостаточно для надлежащего правового обеспечения ее режима. К земельным отношениям не применимы сроки исковой давности ГК РФ; на первый план здесь выступают не столько карательные, сколько восстановительные нормы; ответственность выражается не столько в применении неблагоприятных материальных последствий, сколько в не возмещении нарушителю понесенных им затрат; — во-вторых, земля, будучи частью природы, неразрывно связана с другими природными объектами, поэтому земельноправовая ответственность переплетается со специальной юридической ответственностью, направленной на охрану этих объектов. Так, при нарушении землепользователем путей миграции дикой фауны он привлекается к ответственности по ст. 22 Закона РФ от 24 апреля 1995 г. “О животном мире”; при применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, повлекших загрязнение атмосферного воздуха, подлежит ответственности на основании ст. 31 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”. С учетом специфики юридической ответственности в земельно-правовой сфере, по мнению Б. В. Ерофеева, можно говорить о наличии земельно-процессуального института, содержание которого составляют нормы по применению ответственности и нормы по профилактике земельных правонарушений. Применение норм юридической ответственности за нарушение земельного законодательства включает следующие стадии: — выявление нарушения как повод для возбуждения дела; — документальное закрепление выявленного нарушения; — возбуждение дела о земельном нарушении; — расследование дела; — вынесение решения по делу: приказ о привлечении к дисциплинарной или материальной ответственности, постановление о привлечении к административной ответственности, решение органа местного самоуправления об изъятии земельного участка; — исполнение решения.
Второй стороной земельно-процессуального института является группа норм по профилактике (предотвращению) земельных правонарушений, которая включает следующие мероприятия. 1. Обеспечение информацией. Наличие ее позволяет разработать эффективные мероприятия по предотвращению и устранению земельных правонарушений. Государственный земельный кадастр и мониторинг земель дают информацию, необходимую для разработки федеральной и региональной программ по охране земель, позволяют определять границы, запрещающие изъятие земель сельхозназначения для несельскохозяйственных нужд; информация о деградированных землях позволяет принять меры по их консервации, сохранению и восстановлению угодий. 2. Применение правовых норм и реализацию мероприятий, носящих упреждающий нарушения характер. Например, запрещение финансирования проектно-изыскательских работ до принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта позволяет устранить причины и условия неправильного размещения строительства и гарантировать соблюдение законности в земельных отношениях; освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии освоения, упреждает оставление этих участков без использования по причине недостаточности средств у землепользователя. 3. Стимулирование мероприятий, устраняющих нарушения. Например, выделением из федерального или местного бюджета средств для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эту землю, пользователи стимулируются к выполнению трудоемких и невыгодных работ. 4. Применение принципа гласности при рассмотрении дел о предоставлении и изъятии земельных участков. 5. Проведение единообразной системы профилактической работы. Например, структура и содержание мониторинга земель и государственного земельного кадастра, а также порядок их ведения определяется правительством РФ, что обеспечивает единообразные методы получения информации; ведение кадастра за счет средств федерального бюджета и силами специально уполномоченного на то органа Госкомзема гарантирует получение точной информации о землях, а значит и разработку правильных мероприятий по профилактике земельных правонарушений. 6. Выявление причин и условий земельных правонарушений как обязательного элемента при рассмотрении дела о наказаниях. 7. Своевременное и добровольное устранение земельных нарушений, допущенных лицами, использующими землю. Например, виновному в порче земель выгоднее самому возместить сумму причиненного правонарушением ущерба, поскольку при обращении в арбитраж ему придется платить значительную сумму пошлины дополнительно к возмещаемому ущербу и возмещать судебные издержки (ст. ст. 80, 91 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Эффективная реализация процессуального института земельно-правовой ответственности, таким образом, заключается в одновременном совершении двух действий: применении ответственности и проведении профилактической работы по предотвращению земельных правонарушений. Оба эти вида работ взаимосвязаны.
Библиографический список
Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 15. Закон РФ от 19 декабря 1991 г. “Об охране окружающей природной среды” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. Ст. 457; 1993. № 29. Ст. 1111. КоАП РСФСР. М.: Проспект, 1999. Ст. ст. 18, 20, 38, 39, 50, 99, 134, 219-2. Уголовный кодекс Российской Федерации. СПб.: Альфа, 1996. Ст. ст. 21, 37, 83, 170, 246, 247, 254, 255, 262, 330. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2. М.: Спарк, 1996. КзоТ РСФСР. М.: Юрид. лит., 1990. Ст. ст. 119, 121, 122, 128, 135, 136, 137, 196, 254. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2162 “Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 51. Ст. 4935. Указ Президента РФ от 13 августа 1998 г. № 961 “О Государственном комитете РФ по охране окружающей природной среды и гидрометеорологии” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 33. Ст. 3965. Постановление Правительства РФ от 28 января 1993 г. № 77 “Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственником земли, землевладельцем, землепользователем, арендатором и потерь сельскохозяйственного производства” // Российская газета. 1993. 24 февр. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362 “Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 2. Ст. 78. Постановление Правительства РФ от 15 мая 1999 г. № 534 “О внесении дополнения в Положение о порядке возмещения убытков собственником земли, землевладельцем, землепользователем, арендатором и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденное Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28 января 1993 г. № 77” // Собрание законодательства РФ. 1999. № 21. Ст. 2625. Ерофеев Б. В. Земельное право России: Учебник для вузов / Под ред. акад. Г. В. Чубукова. М.: Новый юрист, 1998. Гл. 11. Жариков Ю. Г. Закон на страже землепользователя: Предупреждение земельных правонарушений. М.: Юрид. лит., 1985. 144 с. Панкратов И. Ф. Ответственность за нарушение земельного законодательства // Законодательство и экономика. 1997. № 5/6. С. 30—43.
|
|