|
2. Система источников земельного права
Совокупность нормативно-правовых актов образует собой систему законодательства, которая строится по определенной “иерархической лестнице”: акты расположены по степени юридической силы, по степени конкретности правового регулирования и по другим признакам. Система источников земельного права состоит из следующих уровней. 1. Международно-правовые договоры, подписанные РФ, содержащие земельно-правовые нормы. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данный уровень обусловлен общепринятым в цивилизованной правовой практике правилом приоритета норм международного права перед национальным правом, если данное государство поступает под юрисдикцию международно-правовых норм. 2. Конституция Российской Федерации — основной источник для всех отраслей российского права. Она имеет высшуююридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Если законодательные и иные нормативно-правовые акты вошли в противоречие с Конституцией РФ, то они подлежат отмене или изменению. Например, не допускается принимать нормативные акты, прямо или косвенно ущемляющие равноправие форм собственности и видов хозяйствования на земле, поскольку это равноправие является конституционным принципом Российской Федерации. К законодательным актам конституционного уровня относятся также федеральные конституционные законы, так как они обеспечивают механизм действия законодательства конституционного уровня. Многие из содержащихся в Конституции РФ общих норм имеют земельно-правовую направленность. Так, конституционные нормы устанавливают, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 1 и 2 ст. 9 Конституции РФ), которые признаются и защищаются равным образом. В п. 1 и 2 ст. 35 закреплено, что право частной собственности охраняется государством. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими гражданами. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не приносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36). Немаловажное значение для земельного права имеют конституционные нормы, регулирующие экологические отношения. Так, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), а также обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). В п. “д” ст. 71 Конституции РФ установлено, что в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею (в том числе и земельная собственность). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся разграничение государственной собственности (п. “г” ст. 72); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (п. “д” ст. 72), а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. “к” ст. 72). 3. Федеральные конституционные законы. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. ст. 56, 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 126 и 135). Конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее тремя четвертями голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию президентом РФ и обнародованию (ст. 108 Конституции РФ). 4. Федеральные законы. Они принимаются Федеральным Собранием РФ, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Законодательная форма как источник земельного права в настоящее время значительно расширена. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 5 ст. 76) законодательные акты теперь принимаются не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации. Они осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Государственная Дума принимает федеральные законы по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, которые затем передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федераль- ного закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникающих разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (п. 5 ст. 105 Конституции РФ). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по наиболее важным вопросам (ст. 106 Конституции РФ). В качестве примеров законодательных актов, содержащих земельно-правовые нормы, можно привести Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”; Федеральный закон от 9 августа 1994 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю”; Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. “О природных лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местностях и курортах” и др. Специфика нормативно-правовых актов данного уровня выражается в том, что: — законодательный уровень подчинен конституционному и другим указанным выше уровням нормативно-правовой базы и не может противоречить им. Например, ЗК РФ не может устанавливать монополию на исключительную государственную собственность на землю, поскольку Конституцией РФ такая монополия отменена и установлено многообразие форм земельной собственности; — все иные нормативно-правовые акты должны издаваться на основе и во исполнение законодательных актов и не противоречить последним. Так, областное законодательное собрание не вправе утверждать форму государственного акта, удостоверяющего право частной собственности на землю, поскольку утверждение таких форм предоставлено лишь Государственной Думе. 5. Указы президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации является главой государства и в соответствии с Конституцией РФ издает указы и распоряжения. Анализ нормативных указов президента РФ дает основание утверждать, что они изданы по самым разнообразным проблемам правового регулирования земельных правоотношений в период проведения земельной реформы в России, начиная с указов от 27 декабря 1991 г. № 323 “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР”, от 25 марта 1992 г. № 301 “О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий”, от 27 октября 1993 г. № 301 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России”, от 24 декабря 1993 г. № 2287 “О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации ”, от 14 февраля 1996 г. № 198 “О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности”, от 7 марта 1996 г. № 337 “О реализации конституционных прав граждан на землю”, от 7 июня 1996 г. № 819 “О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств”, от 16 мая 1997 г. № 485 “О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами” и др. 6. Нормативные акты правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти. Источниками земельного права являются также подзаконные нормативно-правовые акты исполнительных органов государственной власти, изданные в пределах их компетенции и во исполнение законов и указов президента РФ. Специфика этого уровня заключается в том, что: — подзаконные нормативно-правовые акты издаются в пределах своей компетенции государственными органами, выполняющими исполнительно-распорядительные функции; — данные акты не должны противоречить федеральным законам, нормативным указам президента РФ, которые, в свою очередь, не должны противоречить конституционным законам. С учетом устаревшего ЗК РФ и образовавшегося вакуума в регулировании земельных отношений возросли роль и значение подзаконных нормативно-правовых актов. В соответствии с Конституцией РФ исполнительную власть в РФ осуществляет правительство РФ, которое издает постановления и распоряжения и обеспечивает их выполнение. Во исполнение своих полномочий правительство, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права. Об этом свидетельствует перечень актов правительства, принятых в последние годы: “Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользователей в застройке городов и других поселений” от 2 февраля 1996 г. № 105; “О порядке определения нормативной цены земли” от 15 марта 1997 г. № 1319; “О внесении дополнения в Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденное постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28 января 1993 г. № 77” от 15 мая 1999 г. № 534 и др. Как видно из приведенного перечня, правительство России принимает оперативные меры по налаживанию и обеспечению земельного правопорядка. К федеральным органам исполнительной власти относятся министерства, государственные комитеты, комиссии, службы, надзоры и иные федеральные органы. Они издают инструкции, правила, наставления и другие подзаконные акты, которые регулируют отношения не только внутри системы своего ведомства, но в определенных случаях обязательны для исполнения и гражданами. С 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актов министерств, государственных комитетов и других ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер. Государственная регистрация этих актов имеет целью упорядочение ведомственного правотворчества, установление законности и устранение дублирования в этой области, возложена такая регистрация на Министерство юстиции России. При государственной регистрации осуществляется проверка регистрируемого акта, при которой должно изучаться: — полномочно ли данное министерство издавать такой акт; — не противоречит ли принимаемый акт нормативному правовому акту большей силы, т. е. вышестоящему по ранжированию акту; — не урегулирован ли данный вопрос другим, аналогичным по силе актом; — как будут доводиться до всеобщего сведения акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (см. ст. 15 Конституции РФ). Практика показывает, что после введения государственной регистрации немало ведомственных актов, не прошедших указанный анализ, были возвращены для доработки и не увидели свет, не стали обременять граждан новыми обязанностями либо ограничением прав и свобод. Примерами нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить: приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 4 апреля 1997 г. “Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащим к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации”; Инструкция о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных (утверждена Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и Государственным таможенным комитетом РФ от 8 мая 1997 г.); Письмо Министерства природных ресурсов РФ и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ “О порядке лицензирования бурения скважин на воду (кроме бурения скважин на термальные воды”. 7. Нормативные правовые акты субъектов РФ. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Республики в составе РФ имеют свои конституции и законодательство, принимают земельные кодексы. Так, например, в Карелии 21 ноября 1991 г. был принят Земельный кодекс Республики Карелия, являющийся основным актом республиканского законодательства на территории Карелии. Решая вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами, расположенными на территории республик, за исключением объектов федеральной собственности, республики принимают нормативные правовые акты, регулирующие земельные, водные и лесные отношения. Так, в Бурятии 28 ноября 1992 г. было принято Постановление Верховного Совета Республики “О регулировании права собственности на землю в Республике Бурятия”. В соответствии с основами конституционного строя государственную власть в краях, областях, автономных областях и округах Российской Федерации осуществляют их органы представительной (законодательной) и исполнительной власти. Правовые акты, принятые представительными (законодательными) органами края, области, города федерального значения, передаются ими в установленные сроки на подпись главе администрации (правительства). Глава администрации (правительства) подписывает и обнародует акты в сроки, определяемые представительными органами, со дня поступления актов. Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляя распоряжение и управление имуществом, принимают в пределах своей компетенции правовые акты — постановления и распоряжения. Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации” к ведению краевых, областных органов государственной власти относятся: обеспечение контроля за использованием и охраной земель, защита прав собственников на земли, землепользователей и арендаторов; разработка и выполнение краевых, областных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями; установление порядка и непосредственное предоставление земельных участков и т. д. Решением Нижегородского областного Совета народных депутатов от 21 сентября 1993 г. была утверждена Программа приватизации земель сельскохозяйственных предприятий области, предусматривающая порядок распределения земли и имущества среди владельцев земельных долей. Эта Программа получила одобрение в постановлении Правительства РФ от 15 апреля 1994 года. В целях распространения опыта и организации реформирования сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области Правительство РФ постановлением от 27 июля 1994 г. № 874 утвердило Положение о реформировании сельскохозяйственных предприятий, которым определила правила проведения внутрихозяйственного аукциона по распределению земли и имущества при реорганизации сельскохозяйственных предприятий и Типовой проект документов для проведения внутрихозяйственных аукционов по распределению земли и имущества при реорганизации сельскохозяйственных предприятий. 8. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое является самостоятельным в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции РФ). Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В соответствии с Федеральным законом от 19 августа 1995 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; контроль за использованием земель на территории муниципального образования; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования и другие вопросы. Нормативно-правовые акты (постановления и распоряжения) органов местного самоуправления не должны противоречить конституционным, законодательным актам, указам президента РФ и нормативно-правовым актам субъектов Федерации. Органы местного самоуправления могут конкретизировать нормы, предусмотренные актами всех указанных уровней, при условии, что нормативно-правовой акт органа местного самоуправления принимается уполномоченным на то органом (должностным лицом) местного самоуправления и в рамках установленной для него компетенции. Например, поскольку земельное законодательство предусматривает право соответствующих органов осуществлять организацию ведения мониторинга земель, то решение соответствующего органа местного самоуправления относительно установления порядка осуществления местного мониторинга земель является правомерным при условии, что этот порядок не противоречит нормативным актам правительства РФ и специального федерального органа по этим вопросам. 9. С точки зрения Б. В. Ерофеева, в результате правоприменительной практики рождается девятый уровень нормативноправовых актов — руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ1. Данные виды нормативных актов специфичны тем, что имеют обязательную силу для судов указанных систем при разрешении ими конкретных дел. В правовом же регулировании они не могут быть использованы в качестве непосредственных регуляторов общественных отношений. Однако любой субъект правоотношений, чей спор или чье дело рассматривается в судах, неизбежно подпадает под действие указанных актов. Так, утвержденная государственным арбитражем методика исчисления убытков, полученных в результате нарушения договорных обязательств, применяется арбитражными судами и при рассмотрении дел о причинении вреда земельным угодьям вследствие незаконного решения органов управления. Этот уровень нормативно-правовых актов следует рассматривать в качестве способствующего совершенствованию земельного законодательства, облегчающего правоприменительную эффективность основных актов, поскольку руководящие постановления пленумов Верховного Суда РФ и решения Высшего Арбитражного Суда: а) устраняют пробел правовых норм в сфере земельного законодательства, применяя при разрешении конкретных дел аналогию закона или аналогию права; затем, на основании обобщения данных дел, выносятся обобщающие, “выстраданные” судебной практикой новые нормативные правила; б) в дальнейшем становятся базой для совершенствования действующего земельного законодательства, поскольку судебные системы в лице своих верховных органов обладают по Конституции РФ правом законодательной инициативы, опыт (прецедент) судебной и арбитражной практики становится основой принятых нормативно-правовых актов. Не разделяет точку зрения Ерофеева Е. Н. Колотинская, считая, что постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ не могут быть источниками земельного права, так как они содержат лишь руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства при разрешении земельных дел. Имея чрезвычайно важное значение для обеспечения единства применения судами правовых норм при разбирательстве земельных споров и имущественных споров, связанных с землей, руководящие разъяснения, по мнению Колотинской, представляют собой лишь вид судебного толкования применения законодательства, не создают новых правовых норм и имеют обязательный характер только для соответствующих судебных систем. В постановлениях, принимаемых высшими судебными инстанциями, содержатся указания о подведомственности разрешения земельных дел, применении общих положений правовых норм к регулированию земельных отношений, как, например, в случае исчисления размера возмещения за ущерб, причиненный порчей земель, и др. 10. Вспомогательные нормативно-правовые акты. Мы разделяем мнение Б. В. Ерофеева о том, что определенную вспомогательную роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют стандарты. Так, ГОСТ 17.5.1.01-78 “Охрана природы. Рекультивация земель” регламентирует основные положения, определенные ЗК РФ для землепользователей в качестве обязанности по восстановлению нарушенных земель. Данные нормативно-правовые акты не устанавливают для субъектов земельных правоотношений каких-либо обязанностей и не предоставляют каких-либо прав в отношении земель, однако эти стандарты обеспечивают “расшифровку” содержания закона, предостерегая от возможных ошибок в правоприменительной практике. Так, раскрытие пунктом 17 ГОСТ 26640-85 “Земли. Термины и определения” понятия рационального использования земель позволяет правильно применить положение ЗК РФ об обязанностях рационального использования земель собственниками, землевладельцами, арендаторами и землепользователями. Заслуживает внимания точка зрения Боголюбова, обратившего внимание на то, что в цивилизованном юридическом пространстве, где функционируют различные, исторически обусловленные правовые системы, существуют следующие виды источников права: правовой обычай, нормативный акт, судебный прецедент, договор, общие принципы, идеи и доктрины, религиозные тексты. Для России характерно главенствование нормативных актов в большинстве отраслей права, но последнее время начинают приобретать значение общие принципы, договоры и обычаи.
В ряде стран (Англии, США, Канаде, Австралии) приоритетное значение имеет судебный прецедент, т. е. судебное решение, фактически используемое в качестве образца при аналогичных обстоятельствах. В этих и некоторых других англоязычных странах публикуются подробные судебные отчеты и судебные решения, они вводятся в компьютерную базу данных, откуда юристы могут почерпнуть информацию о предыдущей судебной практике. Исторически это было обусловлено тем, что в борьбе королей с парламентом суды относились к прерогативе королей и получали соответствующую независимость и свободу от парламентских законов. Идеи и доктрины, т. е. мнения ведущих ученых-юристов, принимают в ряде государств участие в формировании права, получая отражение в законодательстве. В романо-германской правовой системе основные положения права были сформулированы в университетских стенах. Основанное на принципах ислама мусульманское право во многом зависит от заключений древних и современных толкователей религиозных текстов Корана — священной книги, собравшей поучения, речи и заповеди Аллаха, и Сунны — сборника жизнеописания пророка Мухаммеда, от мнений видных юристов. С учетом распространения мусульманской религии в ряде субъектов Российской Федерации эту сторону не следует игнорировать, тем более в области справедливой организации землепользования. Что касается воззрений, идей и доктрин традиционных русских юристов, то последние десятилетия им должного значения не придавалось, их назначением считалось обслуживание воли высших должностных лиц, в чем отдельные лица достаточно преуспели. Однако аргументированные, научно обоснованные мнения авторитетных ученых принимаются во внимание при рассмотрении дел в Конституционном Суде РФ, в общих и арбитражных судах. Имеются примеры использования в судах и при вынесении решений доводов, изложенных в научно-практических комментариях и пособиях.
11. Рассмотрев в качестве источников земельного права нормативно-правовые акты всех уровней, С. А. Боголюбов включает в эту систему также общие принципы права, нормативные договоры и некоторые обладающие юридической силой обычаи. Общие принципы права как отправные, исходные начала правовой системы становятся источником права, если такая их роль закрепляется в законодательном порядке. Например, ст. 38 Статута Международного суда предусматривает: суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Понятно, что такая норма, установленная в 1993 году, вызывает многочисленные дискуссии: что считать общепризнанным принципом? Кем он должен быть признан? Какова его формулировка и степень обязательности? Однако общие принципы права постепенно завоевывают свою нишу в российском праве. Согласно ст. 6 ГК РФ, при невозможности использования аналогии закона, т. е. применения законодательства, регулирующего сходные отношения, можно определять права и обязанности сторон исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. Нормативные договоры — соглашения между различными субъектами права — могут содержать правовые нормы: не только устанавливать права и обязанности сторон, но и устанавливать общие правила поведения, которым должны в будущем подчиняться все участники. Примерами таких нормативных договоров в земельном праве являются договоры об общих и специальных земельных сервитутах. В условиях федеративного устройства государства приобретают значение соглашения между государственными органами Федерации и ее субъектов. К настоящему времени такие соглашения заключены между Центром и частью субъектов Федерации, и во всех присутствуют нормы по вопросам земельных отношений, и это не удивительно, так как Конституцией РФ эти вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Однако такие соглашения носят порой довольно общий характер, так как и наукой, и практикой до конца не определены принципы и границы “совместной компетенции”: здесь предстоит накопление опыта и выработка цивилизованных отношений. Правовой обычай — правило поведения, сложившееся в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного. Обычай был основным источником права на ранних ступенях развития общества. Многие последующие источники права представляли собой систематизированные записи наиболее важных и оправдавших себя обычаев: такова, например, Русская Правда. Обычай делового оборота предусматривается в ст. 5 ГК РФ: им признается сложившееся и широко применяемое в какой- либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай, противоречащий положениям законодательства или договора, не применяется. Примером включенного в земельное право обычая можно считать правило раздела земельного участка между собственниками расположенного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на строение, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком, оправдавшему себя обычаю. Нередко включаются сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей в договоры сервитутов, в распределение конкретных земельных долей при акционировании крестьянских коллективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов.
Библиографический список
Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. ст. 3, 9, 12, 15, 36. Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324; 1991. № 1. Ст. 5 Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768. Закон РСФСР от 11 октября 1991 г. “О плате за землю” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1224; 1992. № 10. Ст. 469; № 34. Ст. 1976. Собрание законодательства РФ. 1994. № 16. Ст. 1860; 1998. № 1. Ст. 5. Закон РФ от 23 декабря 1992 г. “О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 1. Ст. 26. Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР” // ВедомостиБиблиографический список Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 1. Ст. 53. Указ Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 “О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 14. Ст. 761. Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 480 “О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 17. Ст. 1452. Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 44. Ст. 4191. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 “О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5085. Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 “О реализации конституционных прав на землю” // Российская газета. 1996. 12 марта. Указ Президента РФ от 25 января 1999 г. № 112 “О признании утратившими силу и об изменении некоторых актов Президента Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 1999. № 5. Ст. 651. Положение о мониторинге земель в Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июля 1992 г. № 491 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 4. Ст. 183. Постановление Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 622 “О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации” и Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 9. Ст. 609. Порядок купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков. Утвержден постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30 мая 1993 г. № 503 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 23. Ст. 2114. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362 “Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 2. Ст. 78.
Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1204 “О порядке определения нормативной цены земли” // Российская газета. 1994. 12 ноября. Юридический справочник работника сельского хозяйства / Под ред. В. 3. Янчука; М.: Юрид. лит., 1986. 400 с. Ерофеев Б. В. Земельное право: Учебник для вузов / Под ред. акад.; Г. В. Чубукова. М.: Новый Юрист, 1998. 544 с.
Земельное право России: Учебник. М.: Былина, 1997. 408 с.
Земельное право России: Учебник по специальности “Правоведение” / Под ред. В. В. Петрова; М.: Зерцало, 1997. 300 с. Земельное право: Учебник для вузов / Под ред. С. А. Боголюбова; М.: Норма-Инфра, 1999. 400 с.
|
|