|
§ 3. Итоговые документы международных
переговоров
Переговоры, как правило, завершаются принятием совместно согласованных документов, более того, переговоры только тогда и могут считаться успешными, если они закончились выработкой и принятием совместно согласованного решения (итогового документа). Каким требованиям должно отвечать соглашение, чтобы переговоры считались успешными? Такое соглашение должно: • в возможной наивысшей степени отвечать законным интересам всех сторон; • быть длительным; • не портить отношения между сторонами; • «принадлежать» сторонам, то есть не быть навязанным или достигнутым с помощью манипуляций; • быть зафиксировано в письменном виде; • не иметь негативных последствий; • быть недвусмысленным и полным; • быть достигнуто в течение приемлемого для сторон периода времени. Важно, чтобы договоренности были зафиксированы письменно и оформлены юридически. Наличие устных договоренностей («джентльменских соглашений») имеют целый ряд недостатков. Во-первых, устное соглашение позволяет сторонам уклониться от их выполнения, во- вторых, появляется возможность различного толкования такого соглашения, в-третьих, возможно в будущем просто непризнание самого факта такой договоренности. Примером может служить ситуация, описанная бывшим послом СССР в США А.Ф. Добрыниным. В период Карибского кризиса 1962 года договоренности, достигнутые между Н. С.Хрущевым и Дж. Кеннеди, не были оформлены в письменном виде по инициативе американской стороны. Это положение привело к тому, что, несмотря на то, что соглашения в целом выполнялись, в последующем неоднократно предпринимались попытки их расширенного толкования. Основными видами итоговых документов международных переговоров являются: • договор; • конвенция; • протокол; • обмен нотами; • modus vivendi; • декларация; • меморандум; • коммюнике. Венская конвенция о праве международных договоров 1965 года дает следующее определение понятию «международный договор» - международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. В зависимости от числа участников договоры могут быть двусторонними и многосторонними. Многосторонние договоры, в свою очередь, могут быть универсальными (общими) и партикулярными (с ограниченным числом участников). Договоры могут быть открытые и закрытые. К закрытым договорам относятся, как правило, уставы международных организаций, двусторонние договоры. Участие в таких договорах для третьих стран предполагает согласие их участников. В открытых договорах может участвовать любое государство, осуществив процедуру присоединения (например, открытыми договорами являются Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года и другие). По объекту регулирования договоры можно разделит на договоры по политическим, экономическим, правовым и т.п. вопросам. Договоры могут различаться и в зависимости от уровня их подписавших представителей: договоры между главами государств, между правительствами, между министерствами и ведомствами. Двусторонние документы обычно составляются в форме договора, обмена нотами, modus vivendi; многосторонние - в форме договоров или конвенций. В случаях, когда они носят особо масштабный характер, применяется термин - «пакт» (например, Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических и социальных правах 1966 года) или «заключительный акт» (например, Заключительный Акт Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе 1975 года). Законодательством Республики Казахстан предусмотрены следующие виды международных договоров: • межгосударственные договоры (заключаются с иностранными государствами от имени Республики Казахстан); • межправительственные договоры (заключаются от имени правительства Республики Казахстан); • межведомственные договоры (заключаются от имени министерств и ведомств). Конвенциями обычно называют многосторонние соглашения по специальным вопросам в экономической, политической, военной и других сферах или по технических вопросам (таким, например, как консульские отношения) и составляемые также в официальной форме. Примером могут служить Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенция о статусе беженцев 1951 года, Конвенция о правах ребенка 1989 года и многие другие. Протокол также относится к официальным документам, которые фиксируют результаты переговоров. Различают следующие виды протоколов: протокол о подписании и дополнительный протокол. Протокол о подписании используется не так часто в современной дипломатической практике. Применяется в качестве своеобразного «постскриптума» к договору. Стороны считают его частью договора, но он составляется и подписывается как отдельный документ. Он менее официален, чем основной договор, к которому протокол прилагается и может содержать пояснения отдельных пунктов договора, оговорки подписывающих сторон. Дополнительный протокол рассматривается как неотъемлемая часть договора, представляющая дополнение или поправки к основному тексту. В качестве примера приведем Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному 8 декабря 1991 года в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной. «Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан. Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как высокие договаривающиеся стороны образуют Содружество Независимых Государств. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из высоких договаривающихся сторон с момента его ратификации. На основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств и с учетом оговорок, сделанных при его ратификации, будут выработаны документы, регламентирующие сотрудничество в рамках Содружества. Настоящий Протокол является составной частью Соглашения о создании Содружества Независимых Государств. Совершено в г. Алма-Ате 21 декабря 1991 в одном экземпляре на азербайджанском, армянском, белорусском, казахском, кыргызском, молдавском, русском, таджикском, туркменском, узбекском и украинском языках. Все тексты имеют одинаковую силу. Подлинный экземпляр хранится в архиве правительства Республики Беларусь, которое направит высоким договаривающимся сторонам заверенную копию настоящего Протокола». Часто международные соглашения заключаются путем обмена нотами. В таких случаях по итогам переговоров представитель одного государства направляет представителю другого государства ноту, содержащую положения, которые подлежат согласованию. Если участники переговоров считают целесообразным более подробно конкретизировать определенные положения договора, они могут запросить, чтобы эта подробная информация была оформлена в виде нот, которыми стороны и обмениваются. Ноты должны быть идентичны (одинаковы). Путем обмена нотами иногда заключаются и некоторые второстепенные соглашения. Декларации, коммюнике являются наиболее оперативной формой международных соглашений. Декларации и коммюнике являются результатом кратковременных переговоров и чаще всего представляют из себя документы - заявления, отличающиеся преимущественно информационным характером о намерениях, политическом курсе, общих принципах политики государства, об их позициях по тому или иному вопросу. Их главное отличие от собственно договоров заключается в том, что они не влекут за собой никаких юридических обязательств. Таким образом, итоговые документы переговоров могут иметь различное наименование и форму, выбор - за участниками переговоров. Надо иметь в виду, что наименование договора не имеет какого-либо юридического значения, поскольку понятие «договор» является родовым. Структурно международный договор состоит их трех основных частей: 1. Преамбула Преамбула содержит список уполномоченных лиц, от имени которых заключается данный договор, как правило, заявление о задачах и целях данного договора, иногда вместе с перечнем принципов и обстоятельств, полномочия представителей. 2. Основной текст Текст состоит в форме пронумерованных статей договора, в которых фиксируются условия или сущность соглашения. 3. Заключительные статьи (протокольные статьи). Заключительные статьи обычно содержат следующие сведения: • дату и место введения договора в силу; • срок действия и способ расторжения договора; • определение терминов; • методы урегулирования спорных вопросов; • оговорки; • порядок присоединения других государств; • порядок поправок и пересмотра договора; • язык (языки) договора; • порядок ратификации и хранения документов о ратификации; • порядок регистрации; • дата и место подписания; • подпись и, иногда, печать полномочных представителей. Как и при ведении переговоров, важное значение имеет выбор языка итогового документа. До середины ХУІІ века большинство международных соглашений составлялись на латинском языке. С конца ХУІІІ века договоры, как правило, составлялись на французском языке. В ХХ веке от этой практики почти повсеместно отказались. Современная дипломатическая практика решает эту проблему следующим образом. Двусторонние договоры составляются на языках договаривающихся сторон, многосторонние - на одном, двух и более языках. Итоговые документы переговоров, проведенных под эгидой ООН, составляются, как правило, на пяти языках - английском, французском, русском, испанском и китайском. Наименования стран перечисляются в алфавитном порядке, в таком же порядке договор подписывается уполномоченными лицами. Выбор алфавита согласовывается участниками переговоров. После согласования текста соглашения международный договор парафируется, подписывается, ратифицируется и вступает в силу. Прежде чем окончательно подписать договор, он может быть парафирован, либо подписан ad referendum.. Следующая стадия - подписание. Если самим договором предусмотрена его ратификация, подпись не играет существенной роли. Подписание соглашения происходит обычно торжественно. При подписании двустороннего договора уполномоченные лица подписывают оба оригинала договора поочередно или одновременно. При подписании многосторонних договоров, уполномоченные лица располагаются в том же порядке, как и во время переговоров. Право подписывать международные договоры без специальных полномочий в нашей стране имеют Президент, Премьер-министр и министр иностранных дел. После подписания документ должен быть ратифицирован либо парламентом (в большинстве случаев), либо главой государства, в зависимости от того, какая процедура предусмотрена законодательством той или иной страны. Законодательством нашей страны предусмотрена ратификация международных договоров Парламентом, путем принятия соответствующего закона. Если договором не предусмотрена его ратификация, он вступает в силу с момента его подписания. Чаще договор вступает в силу с момента обмена ратификационными грамотами, либо с момента сдачи их на хранение депозитарию. Обмен ратификационными грамотами и сдача подлинников договоров на хранение оформляются путем составления протокола. Устав ООН предусматривает, что все договоры, заключенные государствами-участниками ООН, должны быть зарегистрированы в секретариате ООН и им опубликованы. Неисполнение данного требования не приводит к потере договором юридической силы, но на такой договор нельзя ссылаться в Международном суде или любом другом органе ООН. Действие договора прекращается по истечении срока действия, в случае его исполнения, заключения нового договора, денонсации. В международно-правовой литературе денонсация или выход из договора иногда обозначается термином «отмена» или «аннулирование». Под отменой понимается прекращение договора по соглашению между сторонами. Аннулирование означает односторонний отказ государства от договора. В случае согласия сторон, до истечения срока действия договора он может быть пролонгирован. Законодательство Республики Казахстан предусматривает, что предложение о прекращении действия международного договора осуществляется тем органом, который принимал решение о согласии на обязательность международного договора для Республики Казахстан. Решения о денонсации международных договоров межгосударственного и межправительственного характера принимает Парламент Республики Казахстан, межведомственного характера - Правительство Республики Казахстан.
|
|