|
Глава 3. Россия - Европа
В период холодной войны центральными для нашей страны были отношения с Соединенными Штатами. С ее окончанием на первый план для России стали постепенно выходить отношения с Европой. Ведущим (после стран СНГ и Балтии) международным партнером России Европа, однако, стала не сразу. Например, в Основных положениях Концепции внешней политики РФ от 1993 г. говорилось, что после СНГ важнейшими для России являются ее отношения с США, а уже потом с Европой, которая все еще виделась из Москвы разделенной на Восточную и Западную. Только в новой, утвержденной в 2000 г. В.В. Путиным Концепции внешней политики европейское направление получило главный (после стран СНГ и Балтии) приоритет во внешней политике России. Причиной тому было укрепление позиций единой Европы в мировых делах. В связи с этим российско-европейские отношения после окончания холодной войны распадаются на два периода. Первый укладывается в хронологию 1992-2000 гг., второй - 2000-2008 гг. Данная периодизация - результат в том числе и перемен в самой России, которая после 2000 г. перешла к большей самостоятельности и практичности на европейском направлении. Как уже отмечалось, на первом этапе в российском внешнеполитическом мышлении преобладала установка, в которой все европейское пространство делилось на Западную и Восточную Европу. Соответственно, в контактах с ними Россия использовала разные стратегии. В отношениях с Западной Европой российское руководство планировало развивать контакты на всех уровнях, добиваться полноправного участия России в работе Совета Европы. На уровне двусторонних контактов приоритетными были отношения России с Германией, Францией и Великобританией. В отношениях же со странами Восточной Европы Россия пыталась не допустить их превращения в «буферную зону», отделяющую Россию от остальной Европы, а также восстановить разрушенные в результате распада системы европейского социализма хозяйственные связи, повысить уровень взаимного доверия со своими бывшими союзниками. В сфере укрепления европейской безопасности Россия делала акценты на развитие хельсинского процесса и усиление роли ОБСЕ как главного координатора при решении проблем европейской безопасности. Добавим к этому, что на протяжении 1990-х гг. Россия резко негативно относилась к идее расширения НАТО и нейтрально к расширению ЕС. Начало первого этапа российско-европейских отношений породило мощную эйфорию в связи с окончанием холодной войны, следствием чего стали завышенные ожидания скорого вступления России в семью цивилизованных европейских народов. Спустя некоторое время, когда выяснилось, что путь России в Европу будет долгим и трудным, а подходы сторон ко многим вопросам европейской и мировой политики разнятся, эти отношения стали меняться, становясь неустойчивыми и порой раздражительными. Яблоком раздора становились и вопросы расширения НАТО на Восток, и политика России в Чечне, и нежелание России адаптировать свое внутреннее законодательство в соответствии с нормами ЕС, и балканский кризис и многие другие проблемы. Процесс ухудшения отношений между Россией и Европой достиг своего апогея в период натовских бомбардировок Югославии. Вместе с тем в ходе Стамбульского саммита ОБСЕ в 1999 г. Россия подписала с европейскими партнерами два важных документа - Хартию европейской безопасности и соглашение по «адаптированному ДОВСЕ». Хартия европейской безопасности утвердила идею решения всех международных конфликтов в правовом поле и отказ от применения силы. Кроме того, в ней говорилось о том, что ни одна из структур европейской безопасности не может быть монопольной. Адаптированный ДОВСЕ упразднил блоковый принцип в контроле над обычными вооружениями, позволив России несколько улучшить свое стратегическое положение. С отставкой первого президента России Б.Н. Ельцина начался новый период в российско-европейских отношениях. Теперь для России Европа стала единой, российские политики начали воспринимать ее в качестве самостоятельного субъекта мировой политики и важнейшего партнера России в дальнем зарубежье. В 2000-е гг. отношения между Россией и Европой развивались по двум, тесно взаимосвязанным направлениям. Первое охватывает отношения России с НАТО, второе - с ЕС.
|
|