|
1.5. Периодизация российской внешней политики после окончания холодной войны
Периодизация российской внешней политики в постсоветский период - понятие, возможно, не совсем точное. Ведь речь идет хотя и о бурном, насыщенном событиями, но все-таки непродолжительном временном периоде. Чтобы его правильно оценить, нужно время, нужно то историческое расстояние, которое позволит взглянуть на нынешнее время объективно. Поэтому более корректным был бы термин «поворотные точки» внешней политики, т. е. речь идет о выделении тех узловых событий, которые определяют основные повороты вектора внешней политики российского государства после распада СССР. Если исключить момент генезиса российской внешней политики в 1992 г., то таких точек или событий, вероятно, было четыре. Первая связана с «дефолтом» российской экономики в августе 1998 г.; вторая - со сменой президента России в 2000 г.; третья - с терактами 11 сентября 2001 г. в США; четвертая - с избранием нового президента России в 2008 г. Дефолт августа 1998 г. продемонстрировал ограниченность российской стратегии, в основу которой в 1992 г. была положена идея обмена советского внешнеполитического наследия на западную экономическую помощь. Одновременно он дал толчок поиску новой концепции внешней политики России. В начале 1990-х ослабленная внутренним кризисом Россия повсеместно отказывалась от своих активов в Латинской Америке, Ближнем и Среднем Востоке, Восточной Европе и Азии. В те годы Москва стремилась оставить за собой полную свободу рук на пространствах СНГ, а также, объявив себя правопреемницей СССР, закрепила за собой статус постоянного члена Совета Безопасности (СБ) ООН. Отношения с западными странами были названы руководством России приоритетными. Со своей стороны, западные лидеры брали сторону Кремля во всех, кроме Чечни, внутриполитических конфликтах России, смягчали ограничения на доступ России к высоким технологиям, а с середины 1990-х гг. начали оказывать и кредитное содействие, которое в итоге составило около 70 млрд долл. Однако отказом в предоставлении нового крупного кредита летом 1998 г. развитые страны дали понять России, что действующая модель отношений исчерпала себя. Этот этап внешней политики страны нередко и не вполне заслуженно называют «романтическим» или «непрагматическим». На самом деле, он был основан на конкретном политическом расчете, позволившему Западу укрепить свои стратегические позиции в мире, а российскому президенту Б.Н. Ельцину улучшить свое политическое положение внутри страны на определенный период времени. Смена президента в 2000 г. подвела черту под «эпохой Ельцина». Новый президент В.В. Путин взял курс на частичный возврат России в мир в первую очередь с целью извлечения практических дивидендов. Характерной чертой восьмилетней работы В.В. Путина в качестве главы государства было нарастание самостоятельности внешней политики России и стремления извлекать из международных связей экономическую выгоду. Теракты 11 сентября 2001 г., с одной стороны, сблизили Россию и США в борьбе с терроризмом, а с другой, ограничили внешнеполитический потенциал Вашингтона, дав тем самым возможность России действовать более самостоятельно как во внутренней, так и в международной жизни, включая и аспект ее отношений с ведущими странами мира. То есть то, что стало трагедией для США, в некотором смысле превратилось в пользу для России. Смена президентов России в 2008 г. привела к власти «преемника» В.В. Путина - Д. А. Медведева. Нового главу государства В.В. Путин называл «еще большим русским националистом, чем он сам», либеральные же аналитики высказывали предположение, что Д.А. Медведев будет проводить курс на сближение с Западом. Начальный период президентства Д.А. Медведева продемонстрировал верность его внешней политики курсу прежнего главы государства.
|
|