|
7.1. Международные межправительственные организации
7.1.1. Организация Объединенных Наций (ООН)
ООН была образована в октябре 1945 г. как универсальная международная межправительственная организация, имевшая цель создания на нашей планете атмосферы мира и сотрудничества между народами. Штаб-квартира ООН расположена в Нью-Йорке. Генеральным секретарем ООН с 2007 г. является южнокорейский дипломат Пан Ги Мун. Основные органы ООН: Генеральная Ассамблея - главный совещательный, директивный и представительный орган. Генассамблея собирается на ежегодные сессии в период с сентября по декабрь. Совет Безопасности (СБ) ООН ответственен за поддержание международного мира и безопасности; он может применять принудительные меры к государствам, нарушающим международный мир и безопасность, в т. ч. связанные с применением вооруженной силы. Его решения обязательны для всех членов ООН. Пять его постоянных членов - Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай обладают правом абсолютного (непреодолимого) вето в СБ. Экономический и социальный совет отвечает за экономическое и социальное сотрудничество. Включает в себя 5 региональных комиссий: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК); Экономическая и социальная комиссия для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); Экономическая и социальная комиссия для стран Западной Азии (ЭСКЗА); Экономическая комиссия для стран Африки (ЭКА); Экономическая комиссия для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК). Международный суд ООН - это главный судебный орган ООН. Его решения не являются обязательными, но отражают позицию международного права и общественного мнения. Секретариат ООН - это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу организации. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Под эгидой ООН действует 15 специализированных учреждений. Крупнейшими из них являются Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые играют важную роль в мировой экономике; Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), обладающее специальными функциями по контролю за режимом нераспространения ядерного оружия; Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и др. В разные годы предметом деятельности ООН становились проблемы международного права, преодоления последствий колониализма, урегулирования международных конфликтов. Последнее в настоящее время стало основным направлением деятельности ООН. В годы холодной войны деятельность ООН осложнялась конфронтацией ведущих держав, в настоящее время ее эффективность при решении международных проблем повысилась, хотя многие члены ООН недовольны ее нынешним состоянием. В качестве проблем ООН специалистами отмечаются недостаточное представительство развивающихся стран в Совете Безопасности, привилегированный статус его постоянных членов, неэффективность миротворческих акций ООН.
Пути решения проблем ООН эксперты видят в упрощении и дебюрократизации ее процедур, повышении оперативности при решении вопросов войны и мира, расширении полномочий воинских контингентов ООН. По мнению предпоследнего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, деятельность этой организации должна быть сосредоточена на трех основных направлениях:
1) борьба с международным терроризмом,
2) борьба против распространения оружия массового уничтожения,
3) миротворческие усилия в горячих точках планеты.
7.1.2. Организация Североа-тлантического договора (НАТО)
Договор об образовании НАТО был подписан в апреле 1949 г. в Вашингтоне. На начало 2008 г. НАТО включал в себя 26 стран, и процесс расширения этого альянса продолжается. Сегодня НАТО, безусловно, самая развитая структура безопасности в мире. Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет. Два раза в год на уровне министров иностранных дел (к ним иногда присоединяются министры обороны) проходят его сессии. В ходе их проведения определяются направления деятельности НАТО, организуются консультации по важнейшим для блока проблемам политики и безопасности и принимаются ключевые решения по практическим вопросам его функционирования. В основе военной организации НАТО лежит интегрированная командная структура, обеспечивающая взаимодействие вооруженных сил стран-членов и их подготовку для участия в коллективной обороне в случае возникновения вооруженного конфликта. С окончанием холодной войны перед НАТО встали проблемы адаптации к новой военно-политической обстановке в Европе. В соответствии с ней в течение 1990-х гг. произошли такие изменения в стратегии альянса, как 1) снижение уровня военной активности вооруженных сил НАТО с одновременным усилением политической компоненты политики блока прежде всего по отношению к бывшим участникам Организации Варшавского договора; 2) укрепление европейских структур НАТО; 3) организация и реализация на практике различных программ НАТО для расширения его контактов с ненатовскими государствами по всему миру; 4) усиление потенциала НАТО при решении вопросов кризисного регулирования в мире. Основным политическим процессом в НАТО после окончания холодной войны стало его расширение за счет присоединения новых членов из числа стран Восточной Европы. Подготовительный этап к приему новых членов включал в себя реализацию программы Партнерства ради мира (1994), а также соглашения двустороннего характера. Первая волна расширения альянса включила в 1999 г. в его ряды Венгрию, Польшу и Чехию, вторая, в 2004 г., - Болгарию, Латвию, Литву, Румынию, Словакию, Словению и Эстонию. Такие страны, как Хорватия, Македония, Украина, Грузия и Албания, намерены присоединиться к НАТО, хотя процесс их вхождения в эту организацию может занять неопределенное время. Главными военно-политическими событиями в НАТО после окончания холодной войны были крупные операции блока в Югославии и Афганистане. Военное вторжение НАТО в начавшуюся гражданскую войну в Югославии продолжалась в течение марта-июня 1999 г. Официальным поводом начала военных действий стало наращивание сербских войск на территории края Косово и этнические «зачистки» против косоваров. В течение марта-июня 1999 г. войска НАТО проводили военные действия на территории Сербии. Основной акцент военной операции был сделан на применение авиации для бомбардировки стратегических военных и экономических объектов на территории Сербии. Количество задействованных самолетов превышало 500 единиц. Итогом операции стал переход края Косово под фактическую юрисдикцию миротворческого контингента НАТО. Другой военный конфликт с участием НАТО начался в Афганистане в 2001 г. и продолжается по сей день. Начало этому конфликту положили теракты 11 сентября 2001 г. и отказ находившихся у власти в Афганистане талибов выдать американскому правосудию Усаму Бен Ладена. В ходе начавшихся в ноябре 2001 г. сначала воздушных, а затем и наземных операций коалиционных сил НАТО режим талибов пал, и к власти в Афганистане пришел прозападный политик Х. Карзай. Для поддержания безопасности в Афганистане была развёрнута военная миссия НАТО, получившая название ISAF (International Security Assistance Force создана согласно резолюции Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 г.). В течение всего 2007 г. на юге Афганистана продолжались военные действия между силами НАТО и талибами. В 2008 г. «афганский вопрос» стал для НАТО основным. Положение прозападных сил в этой стране ухудшилось - талибы контролировали более половины территории страны и располагали достаточным количеством оружия для ведения партизанской войны в горах. Наблюдатели все чаще проводили параллели между войной НАТО в Афганистане и участием СССР в военных действиях в этой стране в 1980-е гг. В этой связи некоторые участники альянса, например Германия, стали отказываться отправлять своих военнослужащих в наиболее неспокойные, южные провинции Афганистана, в которых действовали войска Англии, США и Канады. Общественность многих европейских стран поддерживала идею вывода своих воинских подразделений из Афганистана. Против вовлеченности НАТО в войну в Афганистане наиболее последовательно выступали Германия, Франция, Италия и Испания. Позиция «старых» членов блока вызывала недовольство США, которые заговорили о кризисе НАТО, о том, что в нем появились два типа стран - одни готовы нести ответственность за борьбу с терроризмом, а другие - нет. Война в Афганистане толкала руководство НАТО на скорейшее включение в него новых членов, которые могли взять на себя основную тяжесть военных действий в этой стране.
7.1.3. Европейский союз (ЕС)
На сегодняшний день эта международная организация является прообразом нового типа государственности, объединяющего 27 стран Европы. Эволюция европейской интеграции включила в себя четыре этапа. Первый этап (1957-1968 гг.) связан с образованием зоны свободной торговли, с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам. На втором этапе (1968-1987 гг.) возник таможенный союз с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран. Третий этап (1987-1992 гг.) привел к образованию единого внутреннего рынка, предусматривавшего, помимо мер таможенного союза, осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы. Четвертый этап - это создание экономического и валютного союза, предусматривавшего проведение единой валютной и денежной политики ЕС (1992-2002 гг.) с заменой национальных валют единой валютой - евро. Этот, четвертый, этап тесно связан с подписанием в 1992 г. в голландском городе Маастрихт Договора об образовании Европейского союза. Этот договор дополнил практику сотрудничества европейских стран двумя новыми направлениями - взаимодействием в области судебной практики и внутренних дел (в частности, между полицейскими службами стран-членов), а также в области внешней политики и политики безопасности. В 1997 г. был подписан Амстердамский договор, который подтвердил основные цели ЕС, а именно: 1) введение европейского гражданства; 2) обеспечение свободы, безопасности и законности; 3) содействие экономическому и социальному прогрессу; 4) укрепление роли Европы в мире и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности. В договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами - членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т. д. В 2000 г. странами ЕС был подписан Ниццский договор, который сосредоточился на трех основных проблемах: 1) внутренние реформы ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях); 2) принятие в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС; 3) формирование общей внешней и оборонной политики союза. В 2008 г. ЕС включал в себя 27 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме северной части острова), Мальту, Болгарию и Румынию. Главным политическим мероприятием в ЕС являются проводимые два раза в год с участием глав государств и правительств сессии Европейского совета. Основным же политическим органом этой организации является Европейский совет, решения которого пока не имеют юридической силы. Органами ЕС также являются Европарламент, Комиссия ЕС, Суд ЕС, Палата аудиторов ЕС и Совет министров ЕС. Европейский парламент существует с 1957 г., а с 1979 г. избирается прямым всеобщим голосованием населения стран-участниц сроком на 5 лет по нормам представительства пропорционально численности населения государства. Выполняет следующие функции: 1) контролирует работу Комиссии ЕС; 2) проводит консультации, принимает совместные с Комиссией и Советом ЕС решения; 3) обсуждает бюджет ЕС, в исключительных случаях может отклонить его принятие. Ежемесячные пленарные сессии Парламента проходят в Страсбурге, дополнительные сессии и заседания комиссий - в Брюсселе. Генеральный секретариат работает в Люксембурге. В зале заседаний депутаты размещаются не по национальному признаку, а по политической принадлежности. Комиссия ЕС (Еврокомиссия) - это главный исполнительный орган ЕС, который больше других органов ЕС лишен национальных основ. Комиссия формируется из 27 комиссаров и председателя, назначаемых 27 правительствами по общему согласию и с одобрения Европейского парламента. Члены комиссии независимы от указаний своих правительств. Суд ЕС, орган с отчетливо выраженными наднациональными признаками, играет важную роль в формировании специфического «права сообщества». Суд представляет собой независимый правовой орган, который обеспечивает выполнение условий договора об образовании ЕС и решает другие правовые вопросы. Суд ЕС состоит из 15 судей и девяти генеральных прокуроров, которые назначаются сроком на шесть лет. Находится суд ЕС в г. Люксембурге. Палата аудиторов ЕС существует с 1975 г. и занимается аудиторской проверкой выполнения бюджета ЕС. В ее составе 27 представителей (по одному от каждого государства-члена). Штаб-квартира находится в Люксембурге. Совет министров ЕС обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов; обладает правом принятия решений; наделяет Европейскую комиссию, по актам, принятым советом, компетенцией исполнять нормы, которые выработаны советом. Совет может выдвигать определенные требования к осуществлению этих полномочий. Он может также сохранять за собой право в определенных случаях непосредственно осуществлять эти полномочия. В начале XXI в. перед ЕС стоят две задачи, которые не удалось решить до сих пор. Это - институциональная реформа и координация внешней и оборонной политики. Без реформирования институтов ЕС невозможно дальнейшее развитие интеграционных процессов, включая укрепление военнополитического сотрудничества. Координация внешней политики пока осуществляется на основе межправительственных контактов и при отсутствии координирующего органа в рамках ЕС, т. е. вопрос проведения совместной внешней политики пока остается нерешенным и каждое государство ЕС действует, исходя из своих интересов. Военное сотрудничество стало особенно актуальным после Югославского кризиса, в котором ЕС не сумел проявить себя в качестве влиятельной миротворческой силы. Как известно, военно-политическая координация ЕС долгие годы шла в рамках Западноевропейского союза (ЗЕС), своеобразной «военной руки» ЕС, возникшего в 1948 г. в результате подписания Брюссельского договора. ЗЕС нес ответственность в таких областях, как миротворчество, превентивные акции с целью предотвращения конфликтов, гуманитарные операции. По линии ЗЕС, например, осуществлялись мероприятия в поддержку эмбарго, введенного ООН против Сербии (патрулирование в Адриатике, таможенный и полицейский контроль на Дунае и пр.). В настоящее время ЗЕС не существует, однако, идеи европейской военно-политической интеграции не утратили своего значения. В 2008 г. президент Франции Н. Саркози выдвинул проект создания совместных сил обороны ЕС, согласно которому шесть европейских стран должны выделить по десять тысяч военнослужащих и принять оборонный бюджет в размере 2 % ВВП. В задачи этих сил будут входить борьба с терроризмом и создание совместных оборонных программ, включая ПРО. Согласно предложению президента Франции, в создании элитных сил обороны Евросоюза должны принять участие Франция, Великобритания, Германия, Италия, Испания и Польша.
7.1.4. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
ОБСЕ является наследницей другой организации - Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которая возникла в 1975 г. как дипломатический форум в составе 35 государств Европы, включая США и Канаду. Основным достижением СБСЕ стал т. н. Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г. Важным направлением деятельности СБСЕ было обеспечение военной разрядки на континенте. В рамках СБСЕ велись переговоры по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (1990 г.), был подписан Договор по открытому небу (1992 г.). В 1995 г. СБСЕ была переименована в ОБСЕ. Соответственно, сместились акценты ее работы - из форума для обсуждения вопросов европейской политики она превратилась в постоянно действующую организацию. Главным образом за счет распада СССР увеличилась численность ОБСЕ - теперь в ее составе 55 государств. Высшим структурным уровнем в ОБСЕ является совещание глав государств и правительств, созываемое раз в два года. Центральный руководящий орган - Совет министров (в составе министров иностранных дел), собирающийся на свои сессии ежегодно. Общее руководство оперативной деятельностью ОБСЕ осуществляется действующим председателем. Главным должностным лицом организации является Генеральный секретарь, избираемый на три года Советом министров и возглавляющий секретариат ОБСЕ, базирующийся в Вене. Одними из важнейших после окончания холодной войны стали для ОБСЕ вопросы прав человека и урегулирования межнациональных конфликтов. Миссии ОБСЕ участвовали в урегулировании конфликтных ситуаций в Нагорном Карабахе, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Македонии, Таджикистане и др. Российская дипломатия традиционно рассматривала ОБСЕ как противовес НАТО и возлагала на нее большие надежды в деле обеспечения европейской безопасности в обход НАТО. Однако смещением акцентов своей деятельности в область защиты прав человека, в том числе на территории бывшего СССР, ОБСЕ осложнила свои отношения с Россией. В 2004 г. Москва обвинила ОБСЕ в «практике двойных стандартов», «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств» и призвала реорганизовать ОБСЕ и «вернуть её к изначальным принципам». В декабре 2006 г. на заседании Совета министров иностранных дел С. Лавров впервые заявил о возможности выхода РФ из ОБСЕ, если она не перенесёт акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику. Во время своей мюнхенской речи в 2007 г. В.В. Путин отметил, что нынешнее ОБСЕ превратилось в «вульгарный инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран. И под эту задачу скроили и бюрократический аппарат ОБСЕ, который не связан с государствами-учредителями, скроили под эту задачу процедуры принятия решений и использовали т. н. неправительственные организации». В октябре 2007 г. страны СНГ внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей функции его структурного подразделения - Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Резолюция была отвергнута. На протяжении 2005-2007 гг. Россия последовательно снижает размер своих взносов в бюджет ОБСЕ. В марте 2008 г. БДИПЧ отказалось направить своих наблюдателей для мониторинга выборов президента России. В ответном заявлении российской стороны говорилось, что ОБСЕ выдвинула к России такие условия, которые не выдвигались ею в отношении других государств. ОБСЕ мотивировала свое решение нарушениями в России принципов демократии - произвольным снятием с выборов оппозиционных кандидатов, отсутствием предвыборных дебатов и пр.
7.1.5. Совет Европы (СЕ)
Совет Европы был образован в 1949 г. и в настоящее время включает в свой состав почти все европейские государства. Целью Совета Европы является решение гуманитарных вопросов, касающихся развития демократии, защиты прав человека и развития международного сотрудничества по многим направлениям, включая спорт, науку и культуру. Периодически в рамках данной организации проводятся встречи глав государств СЕ. Два раза в год собирается Комитет министров иностранных дел, который является высшим органом организации. Другим важным органом СЕ является Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ). Она состоит из парламентариев стран - членов СЕ, собирается три раза в год и избирает Генерального секретаря СЕ, который представляет эту организацию в мире. Деятельность этой организации носит в основном гуманитарный характер. Такие проблемы, как соблюдение прав человека, свобода распространения информации и соблюдение демократии, не раз становились яблоком раздора в отношениях СЕ с Турцией, Белоруссией, Россией (проблема Чечни). В 2008 г. ПАСЕ отказалась направлять своих наблюдателей на выборы президента России, сочтя их недостаточно демократичными и справедливыми.
7.1.6. Всемирная торговая организация (ВТО)
Всемирная торговая организация создана в 1995 г. с целью регулирования торгово-политических отношений государств-членов. Созданию ВТО предшествовало Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенное в 1947 г. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. Одним из важнейших принципов ВТО является согласие всех его участников предоставить друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле. Государство - кандидат на вступление в ВТО - должно получить согласие всех членов этой организации. Для развивающихся стран действует более высокий уровень защиты рынков, чем для развитых стран, которые в настоящее время добиваются регулирования уровня заработной платы в странах с дешевой рабочей силой, чтобы выровнять позиции западных и незападных производителей на рынках развитых стран. Защита рынков западных стран от дешевых товаров основывается главным образом на том, что богатое население Запада предпочитает приобретать товары самого высокого качества, пусть и по более высоким ценам. Кроме того, правительства развитых стран все активнее защищают свои рынки с помощью высоких ввозных тарифов. Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. Глава ВТО (генеральный директор) - Паскаль Лами. По состоянию на январь 2007 г. ВТО насчитывала 151 страну. Россия планирует вступление в ВТО, однако этот процесс испытывает трудности.
7.1.7. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) представляет собой межгосударственное соглашение США, Канады и Мексики о создании на территории этих стран зоны единого рынка. Соглашение, подписанное главами государств, вступило в силу 1 января 1994 г. По условиям договора, государства-участники обязались в течение десяти лет устранить таможенные и паспортные барьеры, установить правила для справедливой конкуренции и создать необходимые условия для беспрепятственного движения капиталов и услуг. В правовом аспекте НАФТА стала развитием американоканадского соглашения о свободной торговле, подписанного в 1988 г. Как политическое явление, это соглашение явилось реакцией США на процессы европейской интеграции, в частности на образование в 1992 г. Европейского союза. НАФТА ориентировалась на модель ЕС по части экономической интеграции, однако, в отличие от последнего, не стремилась к созданию каких-либо политических надгосударственных органов. Причиной того, вероятно, была гораздо более развитая, чем в ЕС, экономическая дифференциация стран - участниц НАФТА, ведь если США и Канада - это высокоразвитые страны, то Мексика относится к разряду развивающихся государств. Уступая ЕС по количеству участников, НАФТА несколько превосходит его по показателям ВВП и уступает по численности населения. Таким образом, НАФТА - это одно из крупнейших в мире экономических объединений. К настоящему времени соглашение о создании НАФТА позволило его участникам активизировать торгово-экономическое сотрудничество, однако, каждому из них НАФТА дала как новые возможности, так и наложила ограничения. США перенесли на территорию Мексики часть своего промышленного производства (в том числе экологически вредного), а также начали импортировать из этой страны многие товары по более низким ценам, чем если бы они были произведены на территории США. С другой стороны, по мере перетекания промышленных мощностей из США в Мексику росла напряженность на рынке труда в США, усиливалась проблема дефляции. Мексика получила более широкий доступ на рынок США и других развитых стран, увеличились объемы иностранных инвестиций и кредитования мексиканской экономики. Вместе с тем экономические дивиденды имели для Мексики в основном односторонний характер - обогатилась элита, в то время как народ был обделен. Канада вписалась в НАФТА, вероятно, наиболее гармонично. Экономически она избежала массовой деиндустриализации при значительном расширении объемов своего промышленного экспорта. Политическая роль канадского правительства в НАФТА заключалась в выполнении посреднических функций в отношениях США со странами Латинской Америки.
7.1.8. Рынок «Южного конуса» (МЕРКОСУР)
Торгово-экономический союз МЕРКОСУР включает в себя Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. Ассоциированными членами являются - Боливия (1996) и Чили (2000). Все эти государства расположены южнее 18° южной широты. Предпосылками к созданию этого объединения было желание ряда государств Южной Америки, во-первых, повысить уровень конкурентоспособности своих экономик, а во-вторых, ослабить степень зависимости от США. Договор об образовании таможенного союза и общего рынка МЕРКОСУР был подписан в г. Асунсьоне (Парагвай) в 1991 г. лидерами четырех государств-участников. В 1994 г. было подписано дополнительное соглашение о создании зоны свободной торговли, а с 1995 г. на внешних границах МЕРКОСУР стали действовать общие таможенные тарифы на импорт товаров из «третьих стран». Со временем экономическая роль МЕРКОСУР вышла за рамки поддержания единых торговых и таможенных правил и проявилась прежде всего в стимулировании темпов развития и смягчении остроты кризисов экономик членов блока. Главным политическим органом МЕРКОСУР является Совет общего рынка, который собирается на уровне глав государств и правительств. Основным исполнительным органом является Группа общего рынка в составе административного секретариата со штаб-квартирой в Монтевидео (Уругвай) и 10 комиссий по вопросам торговли, таможенного регулирования, валютно-финансовой политики и пр. Важнейшими для стран МЕРКОСУР являются их отношения с США и НАФТА. В 1994 г. с целью «ускорения экономического развития государств Северной и Южной Америки» США выступили с проектом создания «Free Trade Area of Americas» (ФТАА) - «Зоны свободной торговли обеих Америк». По сути, программой ФТАА США пытались взять под контроль интеграционные процессы в Южной Америке. Американский проект, предусматривавший постепенное растворение МЕРКОСУР в НАФТА, был воспринят в Латинской Америке отрицательно. Бразильская же модель сотрудничества МЕРКОСУР в НАФТА получила большую поддержку в связи с предусмотренным в ней независимым характером отношений МЕРКОСУР и НАФТА. В начале XXI в. тенденция к независимой от США модели интеграции стран Латинской Америки получила новый импульс в связи с образованием в декабре 2004 года ЮНАСУР - региональной организации в составе стран МЕРКОСУР и Андской группы (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор). Участники данного союза поставили перед собой цель в течение 15 лет добиться интеграции экономик и создания зоны свободной торговли. С целью укрепления своих позиций в отношениях с США страны Латинской Америки уделяют большое внимание развитию отношений с Европейским союзом, Россией и странами АТР.
7.1.9. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
Образована в 1967 г. Члены 10 государств - Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней (1984), Вьетнам (1995), Лаос (1997), Мьянма (1997), Камбоджа (1999). Изначально АСЕАН ставила перед собой военно-политическую цель обеспечения безопасности в АТР в период холодной войны. С середины 1990-х гг. АСЕАН превратился в площадку для т. н. «Асеановского регионального форума» (АРФ) по вопросам стабильности и мира в регионе. Кроме того, регулярный характер приобрели такие мероприятия под эгидой АСЕАН, как конференция министров иностранных дел АСЕАН и постминистерские встречи по диалогу с внерегиональными партнерами (США, Канада, Япония, Южная Корея, Китай, Россия, Австралия, Новая Зеландия, Индия, ЕС). Высшим политическим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Исполнительным органом являются ежегодные совещания министров иностранных дел. Повседневное руководство АСЕАН осуществляет Постоянный комитет под председательством министра иностранных дел страны - устроительницы очередного совещания министров иностранных дел.
|
|