Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.2. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом

4.2.1. Военно-политический аспект борьбы с терроризмом

  Международное военно-политическое сотрудничество выступает ключевым условием успешной контртеррористической работы. Ведь крупные теракты совершаются в наиболее публичных местах Европы и США, а организуются в самых удаленных от основных центров цивилизации регионах. Там же скрываются от правосудия и лидеры террористических группировок, рождаются новые планы нападений на мирных людей по всему миру. Понятно, что найти и уничтожить терроризм в его собственном логове - не только важнейшая, но весьма непростая задача, посильная лишь коалиции демократических государств. От того, насколько эта коалиция будет сплоченной и сильной, зависит успех всего дела.
  Ведущими центрами борьбы с терроризмом являются организация НАТО во главе с США и страны бывшего СССР. НАТО проводит операции в Афганистане - в недавнем прошлом одном из мировых центров исламского фундаментализма и терроризма, а в настоящем - нелегального производства наркотиков. Натовские государства действуют и в другом неспокойном месте - Ираке, хотя роль самого альянса там не сильно афишируется.
  Хотя Россия и отказалась от прямого участия в этих операциях, она оказывает помощь НАТО, предоставляя ему свою территорию для транзита войск и военных грузов из Европы в Афганистан. Не исключено, что в настоящее время участие России в миссии НАТО в Афганистане может расшириться за счет аренды НАТО российских военнотранспортных самолетов и вертолетов вместе с их экипажами.
  Начало интенсивного сотрудничества России с Западом в борьбе с терроризмом совпало с терактами в США в сентябре 2001 г. В.В. Путин одним из первых передал Дж. Бушу мл. слова соболезнования в связи с гибелью сотен людей в башнях Всемирного торгового центра. 22 октября 2001 г. президенты двух стран выступили с совместным заявлением, в котором осудили терроризм и определили пути борьбы с ним. Затем последовали скоординированные российско-американские действия против режима талибов в Афганистане. Россия оказала помощь движению т. н. «северного альянса» в виде поставок оружия и боеприпасов, а США - организацией бомбардировок с воздуха контролируемой талибами территории. В итоге в декабре 2001 г. талибский режим пал, и к власти в Афганистане пришло лояльное Западу правительство Хамида Карзая.
  Другим примером сотрудничества России и Запада является заключенное в феврале 2005 г. российско-американское соглашение по контролю над распространением переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Это соглашение стало реакцией двух стран на многочисленные попытки террористов обстреливать такими ракетами гражданские самолеты. Согласно подписанному документу, стороны взяли на себя обязательство не допускать попадания этого оружия в руки террористов. Тем не менее таких ракет в мире - тысячи. Это компактное оружие способно поражать воздушные цели на высоте до трех и на расстоянии до пяти с половиной километров и является идеальным оружием для совершения терактов в воздухе. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) в 2002 г. пришла к выводу, что за последние четверть века с помощью ПЗРК было сбито 27 коммерческих лайнеров по всему миру, в результате чего погибло, по крайней мере, 600 человек.
  Для более тесного сотрудничества между США и Россией в борьбе с террором существуют препятствия, связанные с расхождением интересов этих государств. Россия недовольна продолжающимся расширением НАТО, теперь уже на пространстве бывшего СССР, планами американской администрации по размещению элементов ПРО в Восточной Европе, действиями США в Ираке, склонностью американцев к силовому решению иранской и северокорейской проблем. По-разному эти страны оценивают ситуацию на Балканах, Латинской Америке и других регионах мира. Со своей стороны, США упрекают Россию в «газовом шантаже» Украины и Белоруссии, отходе от демократии во внутренней жизни, политике на Северном Кавказе, продаже систем ПВО и ядерных материалов Ирану, оружия Венесуэле и пр. Причем, степень взаимного недовольства не снижается. Возможно, это было связано с внутриполитической ситуацией в обеих странах в предвыборный период 2008 г., возможно, проблемы носят более глубокий и долговременный характер.
  Следует отметить, что полного единства взглядов на проблему борьбы с терроризмом нет и на самом Западе. Европейские союзники США по НАТО отнюдь не всегда поддерживают резкие действия американской администрации. Например, Германия и Франция не одобрили полностью ни идею войны в Ираке, ни политику американской администрации в отношении подозреваемых в терроризме и др.
  Более или менее последовательную поддержку США получают от В елико британии и ряда восточноевропейских стран. Хотя и здесь бывают трудности, например, с выдачей Великобританией США лиц, подозреваемых ЦРУ в терроризме. Например, египетский шейх Абу Хамза, которого разыскивают египетские спецслужбы по обвинению в терроризме, проживает в Лондоне и проповедует в мечети в Финсбери- парк. «В Европе и до некоторой степени в Америке, - отмечал Б. Льюис, - у переселившихся на Запад террористов возможности готовить диверсии значительно шире, чем в большинстве исламских государств. Налицо парадокс: исламский радикализм или терроризм куда больше угрожает Европе и Америке, чем Ближнему Востоку и Северной Африке, где местные власти гораздо эффективнее сдерживают экстремистов, чем мы в своих странах».
  Но в целом следует отметить, что какими бы ни были разногласия между Америкой и ее европейскими союзниками по НАТО, общая линия на совместную борьбу с терроризмом остается достаточно четкой.
  Кроме стран НАТО, крупным центром борьбы с терроризмом является Россия и страны СНГ. На территории России за последние годы был совершен ряд громких терактов. В сентябре 1999 г. в Москве террористами были подорваны два жилых здания, погибло более 200 человек. В октябре 2002 г. в театральном центре на Дубровке террористическая группа захватила в заложники более 800 зрителей мюзикла «Норд- Ост». В ходе спецоперации были уничтожены все 40 террористов, но погибло и 130 человек из числа заложников. В 2004 г. террористы захватили школу в г. Беслане. Погибло более 300 человек, в основном детей. В 2005 г. узбекский город Андижан подвергся массовому нападению боевиков, принадлежавших к международным террористическим организациям - «Исламское движение Туркестана» (в прошлом, «Исламское движение Узбекистана») и «Хизб-ут Тахрир». Таков далеко не полный перечень терактов на территории России и стран СНГ.
  В официальных документах СНГ неоднократно подчеркивалось, что «государства - участники СНГ намерены активно участвовать в международном антитеррористическом сотрудничестве, осуществляемом как под эгидой ООН, так и в рамках региональных организаций. Борьба с терроризмом и экстремизмом является для государств - участников СНГ одним из приоритетов».
  Еще в сентябре 2000 г. главами государств СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве министров внутренних дел в борьбе с терроризмом. В сентябре 2004 г. было принято решение о дальнейшем развитии сотрудничества государств - участников Содружества в противодействии международному терроризму, а также иным вызовам и угрозам безопасности и стабильности на современном этапе в свете принятых документов в рамках СНГ, ОБСЕ и ООН. 26 августа 2005 г. главы государств СНГ приняли Программу сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2005-2008 гг.
  Важную роль в борьбе с терроризмом играет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Образованная в 1996 г., ШОС включает в себя Китай, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Первоначально ее участники сошлись на том, что задача укрепления региональной безопасности, в том числе в контексте борьбы с терроризмом и наркотрафиком, должна быть для ШОС единственной. Однако впоследствии китайские лидеры заговорили о том, что к военнополитической функции ШОС следует добавить торгово-экономическую. Россия, опасающаяся возможной гегемонии Китая в Средней Азии, выступила против этой инициативы. Китайскую сторону в вопросе эволюции ШОС поддержал Казахстан. В 2009 г. ШОС представляла собой военно-политическую организацию, решающую задачи обеспечения безопасности в Средней Азии.
  За последние годы был подписан ряд двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений по противодействию терроризму. Например, в декабре 2002 г. соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом подписали Китай и Киргизия, в ноябре 2005 г. - ЕС и арабские страны Средиземного моря, тогда же было заключено шестистороннее соглашение по борьбе с терроризмом между Саудовской Аравией, Кувейтом, ОАЭ, Бахрейном, Катаром и Оманом. Одним из последних двусторонних соглашений в этой области стал договор между Турцией и Ираком, подписанный сторонами в сентябре 2007 г. в Анкаре.

4.2.2. Экономические меры борьбы с терроризмом

  Наиболее эффективными мерами экономического противодействия терроризму являются: 1) программы экономической помощи странам, отвергающим терроризм, 2) экономические санкции против стран, сотрудничающих с террористами, 3) развитие системы электронных денег.
  Экономическую помощь развитые страны оказывают тем государствам, которые борются с террористами либо на своей территории, либо на территориях других государств. Наиболее активно этот инструмент используют США. Среди стран, противодействующих терроризму преимущественно на своей территории, крупнейшими получателями американской помощи являются Египет, Пакистан, Ирак и Афганистан. Отметим, что наряду с экономической, эти страны получают и щедрую военную или военно-техническую поддержку Вашингтона. Среди государств, преследующих террористов как у себя, так и за границей, лидером по объемам американской помощи выступает Израиль.
  Экономическое давление чаще всего осуществляется в виде санкций. Сегодня США и другие развитые страны применяют эти инструменты как против стран с диктаторскими режимами, такими, как Ирак при С. Хусейне или нынешний Иран, так и против тех, кто просто не соглашается с политикой США, например, Венесуэла или Россия. В 2007 г. под экономические санкции попали три российские компании «Рособоронэкспорт», «Тульское КБП» (Конструкторского бюро приборостроения) и «Коломенское КБ машиностроения», которые потеряли контракты с американскими компаниями. Санкции против них были введены Госдепартаментом США за продажу оружия Сирии, Ирану и Венесуэле.
  Известны случаи блокирования США международных банковских счетов организаций и государств, подозреваемых в терроризме и экстремизме. Например, еще в 1979 г. в ответ на исламскую революцию в Иране, администрация США блокировала иранские деньги в американских банках. Иранские счета в полной мере не разморожены и по сей день. С другой стороны, американская администрация иногда отменяет режим «заморозки». Например, в 2004 г. США сняли введенный еще в период холодной войны арест с ливийских счетов в обмен на отказ этой страны от программы создания оружия массового поражения.
  Система электронных денег является важной технической утилитой экономического противодействия терроризму. Под электронными деньгами Европейский центральный банк понимает «электронное хранение денежной стоимости на техническом устройстве, которое может применяться для осуществления платежей в пользу не только эмитента, но и других фирм и которое не требует обязательного использования банковских счетов для проведения трансакций, а действует как предоплаченный инструмент на предъявителя». Иными словами, такие деньги представляют собой обычную информацию в цифровом виде и могут функционировать в любых финансовых операциях. При наличии кода доступа удалить или передать ее можно также быстро, как и обыкновенное электронное письмо. Правительственные органы могут отследить происхождение практически любых финансовых накоплений, проверить финансовую репутацию любого человека и мгновенно блокировать доступ к деньгам для тех, кто запятнал себя связями с криминалом или терроризмом.


 
© www.txtb.ru