|
3.1. Экологическая политика: региональный аспект
В настоящее время экологическая политика выступает в качестве значимого, самостоятельного, структурно оформленного направления государственной деятельности, тесно связанного с социально-экономическими и политическими процессами на международном уровне и внутри самого государства. Между тем взгляды на сущность экополитики существенно отличаются. Одни сводят экологическую политику к системе мер по защите окружающей среды. Другие делают акцент на рациональном использовании природных ресурсов. То есть, экополитика включает в себя два основных направления, ориентированные на противодействие, во-первых, экологическому истощению (количественное ухудшение), во-вторых, экологическому загрязнению (качественное ухудшение). Экологическая политика может быть детерминирована способом производства материальных благ, способом присвоения природных богатств, типом государственно-властных отношений. Экополитика является двухуровневым понятием. С одной стороны, целями экологической политики, является экологическая безопасность человечества; а с другой - поддержание баланса интересов различных социальных групп в конкурентной борьбе в сфере природопользования. Западные исследователи выделяют три вида государственной экополитики: - управленческая (когда ответственные за реализацию экополитики, концентрируются на технической стороне принятия решений); - плюралистическая (когда в реализации экополитики наряду с государственными органами участвуют неправительственные организации); - коллективная (когда государство передает ряд полномочий в принятии решений группе граждан, которых это решение затрагивает в первую очередь). Итак, под экологической политикой понимается такое функционирование политической системы в целом и отдельных ее компонентов, которое позволяет наиболее оптимально и эффективно осуществлять регулирование взаимосвязей в системе «Природа - общество» (Реймерс Н. Введение во всеобщую экологию. - М., 1992. - С. 81). Типология экологической политики Экологическую политику можно классифицировать, исходя из определенных критериев: 1. Субъекты экополитики. Среди субъектов экополитики следует отметить государство, структуры рынка, средства массовой информации, политические организации и общественные движения, отдельные индивиды, транснациональные корпорации. Таким образом, можно говорить о государственной экополитике; экополитике партий и общественных организаций, экополитике субъектов хозяйствования. 2. Степень интенсивности участия в экополитике. Можно выделить активную и реактивную экополитику. Активная экополитика связана с реализацией стратегических целей в процессе взаимодействия природы и общества. Реактивная экополитика заключается в реализации экоинтересов отдельных социальных групп или хозяйствующих субъектов, ответной реакции на природные катаклизмы без стратегического планирования. Начиная с середины XX века произошла политизация экологических проблем и экологизация политических процессов. Заговорили об экологизации политической сферы как глобальном явлении. Экологическая составляющая современного политического процесса проявляется в трех уровнях. Первым уровнем экологической составляющей политического процесса является ограниченность природных ресурсов, что приводит к эко- конкурентной борьбе в условиях властно-иерархических отношений в сфере природопользования. Вторым уровнем является глобальный характер экологического фактора, что вызывает необходимость координации усилий государств на региональном и международном уровнях. Третьим уровнем экологической составляющей политического процесса является неизбежность и необратимость последствий ухудшения природной среды. Экологические проблемы приводят к образованию экополитических и экосоциальных пространств локального, регионального и глобального вида. Экологическая политика строится на унифицированном подходе к организации природоохранных мер, но в различных странах сохраняются свои особенности. По способу организации экополитики можно выделить две группы стран: • западноевропейские страны и Япония; • США и Канада. В странах первой группы основной упор при реализации экологической политики делается на систему законов. В странах второй группы для обоснования политических мероприятий основное внимание уделяется различным программам, планам, рекомендациям.
|
|