|
3.4. Североамериканская интеграция
Особое внимание в данном разделе следует обратить на предпосылки образования Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Что этому предшествовало? 1. Распад биполярного мира. Благодаря этому США могут господствовать в мире на основе экономического превосходства, но у США недостаточно высокая конкурентоспособность товаров и даже целых отраслей по сравнению с Японией и Западной Европой. Западная Европа поддерживает свою конкурентоспособность за счет интеграции. Япония все больше опирается на страны АСЕАН и КНР, стремясь выступить лидером нового интеграционного блока. Естественно, что на основании этого возникает стремление США к интеграции. Безусловная инициатива и лидерство США в создании НАФТА подтверждается экономическим потенциалом стран-участниц НАФТА (по данным на 1992 г.): а) ВВП (США) - 100%, ВВП (Канады) - 9,4%, ВВП (Мексики) - 5,5%; б) ВВП на душу населения: США - 100%, Канада - 87,7%, Мексика - 15,8%. 2. Соединение высокого научно-технического потенциала с низкими издержками на заработную плату. Так, в Мексике средняя заработная плата в 1985 г. составляла 14% от средней заработной платы в США. 3. Интеграция США и Канады осуществляется при отсутствии специальных институциональных структур. 20% ВНП Канады реализуется в США, т. е. приблизительно 60-70% экспорта Канады. Канада - это крупнейший торговый партнер США (около 25% экспорта США или около 1% ВНП). Для американских корпораций Канада является главным объектом инвестирования (в 1992 г. объем инвестиций составил 56 млрд дол., т. е. примерно 75% всех иностранных капиталовложений в Канаде). НАФТА обладает четкой организационной структурой. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, в которую входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА. Последние собрания Комиссии проходили в Вашингтоне, США в 1997 г. и в Мексике в начале 1998 г. Рабочие группы и комитеты НАФТА также помогают сделать процесс претворения НАФТА в жизнь более гладким, обеспечить создание форума для изучения способов дальнейшей либерализации торговли между странами-участницами. Примером может служить последовательная политика Канады, направленная на ускоренное снижение тарифов на некоторые виды товаров. Кроме того, рабочие группы и комитеты НАФТА создают арену для обсуждения спорных вопросов, свободную от политики, и, используя обсуждение проблем на ранней стадии их развития, помогают избежать процедур разрешения споров. В настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии с ясными, четкими и прочно установившимися нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО). Однако, несмотря на это, в сфере торговли подобного масштаба неизменно возникают спорные вопросы. При возникновении подобных ситуаций НАФТА выступает за дружеское разрешение спора государствами, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других консультативных органов. В случае, если взаимоприемлемое решение не будет найдено, НАФТА предусматривает скорое и эффективное рассмотрение проблемы группой экспертов. НАФТА создавалось как соглашение, направленное вовне, потенциально рассчитанное на расширение за счет присоединения к нему новых участников. Страны, уже состоящие в НАФТА, в общем, придерживаются той позиции, что членство в НАФТА должно быть открытым для всех стран, изъявляющих желание присоединиться к Соглашению и способных принять на себя обязательства, налагаемые им, включая параллельные соглашения по вопросам труда и окружающей среды. Время, прошедшее с момента заключения НАФТА (Североамериканского соглашения о свободной торговле), никоим образом не уменьшило накал страстей и дебатов на эту тему и не смогло соединить два края пропасти, разделившей сторонников НАФТА и его противников в 1993 г. Это во многом обусловлено тем, что полемика по поводу НАФТА, как раньше, так и сейчас, затрагивает гораздо больший спектр вопросов, чем просто торговлю между США, Мексикой и Канадой. С этим соглашением многие жители этих стран связывают надежды и тревоги, имеющие отношение к глобализации экономики. Воздействие и результаты влияния НАФТА на экономику Канады чрезвычайно трудно измерить по нескольким причинам. Во-первых, ВНП Канады значительно превышает ВНП Мексики, поэтому торговля с этой страной обречена быть одним из многих факторов, оказывающих влияние на общую картину внешнеторговых связей Канады. Во-вторых, еще до заключения Соглашения, шла активная торговля между Канадой и ее соседями по региону, таким образом НАФТА не произвело революции в их отношениях, а лишь привело к снижению тарифов. В-третьих, вскоре после вступления НАФТА в силу, в экономике Мексики начался спад. Сторонники Соглашения и, в первую очередь, администрация Клинтона убедительно доказывали, что НАФТА в значительной степени смягчило воздействие на американо-мексиканскую торговлю. Бывший президент США Клинтон в письме к Конгрессу заявил: “НАФТА оказало содействие быстрому выходу Мексики из глубокого экономического спада, что позволило этой стране продолжить демократические преобразования в исторических размерах”. Оппоненты, не имея возможности оспорить это, обвиняют НАФТА в том, что оно подтолкнуло Мексику к принятию и 66 проведению той самой политики, которая и явилась причиной спада в экономике этой страны. Однако трезвая оценка фактов позволяет считать подобное заявление явным преувеличением. В общем и целом НАФТА, конечно же, не оказало того пагубного эффекта, который предсказывали его противники, но и не принесло той огромной пользы, которую обещали его сторонники. Результаты, достигнутые четыре года спустя после заключения соглашения, можно вполне оценивать как положительные. Канада является торговым партнером США номер один, Мексика также входит в первую десятку. На обоих соседей Канады по региону приходится одна треть мировой торговли этой страны. Такие торговые отношения обеспечивают потребителям в этих трех странах товары по конкурентным ценам, а экспортные отрасли промышленности обеспечивают рабочие места, зарплата на которых выше средней. Однако противники НАФТА продолжают настаивать на том, что торговля такого рода и инвестиции за границу лишают США и Канаду рабочих мест. Они высказывают предположение, что НАФТА и глобализация в целом приводит к снижению уровня заработной платы, особенно для низкоквалифицированных рабочих. Полного решения этой дилеммы еще не найдено, но среди вариантов, которые могут помочь найти выход, акцент следовало бы сделать на обучающие курсы и, в долгосрочном плане, на повышение уровня начального и среднего образования. Ограничение же торговли не сможет привести к повышению благосостояния ни низкоквалифицированных рабочих, ни других слоев. Даже США, на долю которых приходится 25% мировой экономики и всего 5% (с тенденцией к уменьшению) населения земного шара, будут не в состоянии сохранить свои стандарты уровня жизни, если не продолжат увеличивать экспорт и искать новые рынки. НАФТА в этом плане уже доказало свой успех. Оно наряду с Соглашением по информационным технологиям, Соглашением ВТО по телекоммуникациям, 22 секторальными торговыми соглашениями и более чем 170 другими торговыми соглашениями, привело к росту реального валового экспорта Канады на 37% с 1993 г. Своим ростом канадская экономика на одну треть обязана экспортным показателям, которые выросли в три раза быстрее, чем соответствующие показатели по валовому доходу. Таким образом, интересы наций американского континента призывают делать ставку на развитие и расширение НАФТА.
|
|