Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Евроконституция

  Избавление от ряда недостатков нынешней модели Евросоюза стало одной из главных задач, поставленных при создании Конституции для Европы, представляющей собой «наиболее масштабную реформу правовых устоев Европейского Союза с начала создания этой организации» [11,31].
  В отличие от ранее осуществлявшихся преобразований (принятие «Единого европейского акта» 1986 г., «Амстердамского договора» 1997 г., Ниццкого договора» 2001 г. и др.), которые сводились лишь к изменению и дополнению учредительных документов Сообществ («Договор об учреждении Европейского сообщества» 1957 г., «Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии» 1957 г., «Договор о Европейском Союзе» (1992 г.), Конституция 2004 года отменяет их целиком (за исключением «Договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии» 1957 г.).
  То есть принятие данного документа, разработанного «Конвентом о будущем Европейского Союза», руководимого бывшим Президентом Франции В.Ж. д’Эстеном и включавшим в себя представителей всех государств-членов, который был одобрен в Риме 29 октября 2004 г. главами государств и правительств стран-членов ЕС, означало прекращение существования прежнего Европейского Союза и создание новой организации - правопреемницы ЕС с тем же названием.
  Учрежденный Конституцией «новый» Союз не включал никаких «опор», которые «растворялись» в ЕС нового формата [4,27]. Его устройство основвывалось на принципе единой правосубъектности (ст. 1-7), в силу которого при издании правовых актов, заключении международных договоров и в иных правоотношениях Европейский Союз выступал бы как единое целое.
  Содержание правосубъектности «нового» Союза выражалось в следующих основных прерогативах:
  а) право Союза заключать от собственного имени соглашения с иностранными («третьими») государствами и международными организациями (параграф 2 ст. 1-13 ист. Ш-323);
  б) наличие у Союза максимально широкой правоспособности на территории всех государств-членов, включая возможность являться собственником движимого и недвижимого имущества (ст. III—427);
  в) признание деликтоспособности Союза, т. е. его способности нести ответственность по заключенным им договорам и за причинение вреда другим лицам (ст. Ш-431);
  г) существование у Союза привилегий и иммунитетов на территории государств-членов (ст. Ш-434), которые гарантированы специальным Протоколом № 7 к Конституции (Протокол «О привилегиях и иммунитетах Европейского Союза»;
  д) возможность открытия дипломатических миссий («делегаций») Союза в иностранных государствах и при международных организациях (ст. III-328);
  е) финансовая автономия Союза - наличие у него собственного бюджета, финансируемого за счет «собственных ресурсов» (ст. I-54).
  Если кратко просуммировать суть проведенных Конституцией преобразований, то их можно свести к трем главным целям: упрощение Союза, его демократизация и повышение его эффективности.
  Однако окончательную ратификацию Евроконституции должны были осуществить национальные парламенты или граждане принимающих ее государств через референдумы. Так как Франция и Нидерланды высказались против, то судьба этого документа оказалась под вопросом.
  В период председательства Германии в Евросоюзе для преодоления кризиса, связанного с принятием конституции ЕС, был предложен новый, «упрощенный» вариант Европейской конституции, разработанный группой высокопоставленных европейских политиков, известной как Amato Group, в которую входили 16 известных политиков Европы, включая экс-премьеров стран ЕС и еврокомиссаров, и активно продвигаемый Францией и Германией. После долгих обсуждений и компромиссных решений данный проект был одобрен лидерами 27 европейских стран на Брюссельском саммите ЕС в июне 2007 г.
  Согласно данному проекту, имеющему целью оптимизировать управленческую и организационную структуры Евросоюза, из текста конституционного договора исключаются многие атрибуты, которые могут быть расценены как «символы» превращения ЕС в некое «супергосударство» (гимн, флаг и само слово «Конституция»), но предусматривается введение в ЕС поста Президента, избираемого на Совете Министров ЕС на 2,5 лет, а также поста верховного представителя по вопросам общей внешней политики и политики в области безопасности с повышением статуса этой должности до уровня заместителя председателя Еврокомиссии, расширяются полномочия Европарламента и парламентов стран-участниц ЕС. Постановления и распоряжения Еврокомиссии, превращаемой в более компактный и эффективно работающий орган, не будут именоваться законами. Сохраняется специфика особенностей социально-экономической, политико-правовой системы стран ЕС
  Данным конституционным договором, в основу которого берется принцип «двойного большинства» (см. далее), предусматривается новая формула принятия решений, отдающая предпочтение наиболее развитым и крупным странам ЕС.
  При принятии данного документа, исходя из неудачного опыта принятия Евроконституции 2004 г., решено не проводить общенародных референдумов и доверить его утверждение национальным парламентам.
  Предполагается, что проект конституционного договора подготовят к саммиту ЕС в Лиссабоне, который пройдет 18 октября. После этого документ должен быть ратифицирован каждой страной Евросоюза. Окончательно соглашение должно вступить в силу в середине 2009 г.


 
© www.txtb.ru