|
Законодательная власть
Законодательная власть во Франции представлена двухпалатным парламентом, состоящим из Сената и Национального собрания. Сенат состоит из 321 сенатора и избирается на 9 лет на основе непрямых всеобщих выборов, обновляясь каждые три года на одну треть. Начиная с 2004 года постепенно количество сенаторов будет увеличено до 346, срок их полномочий сокращен до 6 лет, при этом половина мест будет обновляться каждые 3 года. Национальное собрание состоит из 577 депутатов и избирается прямым голосованием сроком на 5 лет. В то время как обе палаты имеют одинаковые функции - разработка и принятие законов, а также контроль за деятельностью правительства, - в случае разногласий верховенство в законодательной инициативе принадлежит Национальному собранию. Право голоса на парламентских выборах имеют как мужчины, так и женщины, достигшие возраста 18 лет (хотя до 1974 г. возрастной ценз устанавливался как 21 год). Что же касается непосредственно членов парламента, то они должны быть старше 23 лет и обязательно должны иметь французское гражданство. Интересно, что во Франции избиратель может навсегда лишиться права голосовать на выборах, если он был хотя бы раз осужден за совершение серьезного преступления (хотя это правило не относится ко всем видам преступлений). Полномочия парламента, согласно статье 34 Конституции Французской республики, включают ежегодное принятие бюджета и законов, определяющих цели и рамки социально-экономического развития страны, а также определение оборонной политики страны. Кроме этих законодательных функций, парламент также осуществляет контроль за деятельностью правительства. В частности, политический контроль выражается, прежде всего, в том, что парламент (конкретнее - Национальное собрание) может поставить вопрос об ответственности правительства и обязать его уйти в отставку. Существует также технический контроль, представленный в виде многочисленных постоянных комиссий каждой палаты парламента. Хотя Сенат лишен некоторых полномочий, которыми располагает Национальное собрание (право вынесения вотума недоверия правительству, приоритет в рассмотрении финансовых законопроектов и т. д.), порядок избрания сенаторов, срок их мандата и тот факт, что Сенат не может быть распущен, обеспечивают этой палате парламента высокую политическую стабильность. Возможно, именно поэтому председатель Сената наделен важным полномочием - он временно замещает президента Франции в тех случаях, если пост президента по какой-то причине оказывается вакантным или если возникают обстоятельства, препятствующие президенту выполнять свои обычные функции. В истории Франции такая ситуация возникала уже дважды: в 1969 г., после отставки генерала де Голля, и в 1974 г., после смерти президента Помпиду. Парламент собирается на сессию один раз в году: она открывается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний день июня. Сессия должна длиться не более 120 дней. Исключение составляют обстоятельства чрезвычайного положения, и сессия может собраться помимо обычного регламента после переизбрания Национального собрания, если второй четверг после выборов не приходится на обычную сессию. Чрезвычайные сессии парламента созываются с определенной повесткой дня или по требованию премьер-министра либо большинства членов Национального собрания. Что касается законодательной процедуры, существующей во французской политической системе, то, хотя законодательная инициатива принадлежит и премьер-министру, и членам обеих палат парламента, следует отметить, что в ряде случаев полномочия членов парламента в этой области являются весьма ограниченными. Законопроекты (разрабатываемые правительством) и законодательные инициативы (разрабатываемые парламентом) выносятся на рассмотрение в Национальном собрании или в Сенате, хотя законопроекты, касающиеся финансовых вопросов, рассматриваются в обязательном порядке в Национальном собрании. Сначала документ рассматривается в постоянной комиссии, которая делает заключение о принятии или непринятии того или иного документа, а также вносит в него необходимые поправки. Следующим этапом законодательной процедуры является обсуждение законопроекта на открытом заседании, причем обсуждение проводится только по правительственному тексту. Правительство имеет право отказаться от рассмотрения поправки, которая не была предварительно рассмотрена в комиссии. Хотя законопроект голосуется в идентичной редакции в обеих палатах, но в случае разногласия Национальное собрание имеет право преимущественного мнения. Как видим, в законодательной процедуре премьер-министр и правительство в целом часто занимают привилегированное положение по сравнению с парламентариями. Это еще раз свидетельствует о сильной роли исполнительной власти во французской политической системе. С другой стороны, не стоит приуменьшать законодательную роль парламента; напротив, примерно 75 % времени продолжительности всех открытых заседаний парламентариев посвящены именно законодательным дебатам. К тому же Национальное собрание выполняет другие важные функции в этой области, в частности, оно осуществляет работу над совершенствованием законов. Кроме того, следует помнить о том, что права членов парламента надежно защищены Конституцией. Член парламента обладает правом депутатской неприкосновенности (иммунитетом). Это означает, что ни один член парламента не может подвергаться преследованию, розыску, аресту, заключению или суду за высказанные мнения или за голосование при исполнении им своих функций. Ни один член парламента во время сессии не может подвергаться преследованию или аресту за преступления или проступки без разрешения палаты, в состав которой он входит, за исключением случаев задержания на месте преступления. Парламент сам вправе учреждать комиссии по расследованию и контролю и особые комиссии (по снятию парламентской неприкосновенности и т. д.). Правовое положение членов парламента существенно не отличается от избранных представителей других стран. Они рассматриваются как представители всей нации и выполняют свои функции на основе представительного, а не императивного мандата, который в соответствии со статьей 27 Конституции является недействительным.
Рис. 3.1. Структура политических институтов Франции [19, 248]
|
|