|
ТЕМА 22. Наука в Темные Века
1. В Китае Темные века начались с восстания «Желтых повязок» и гибели династии Хань (183 г.) и закончились с появлением национальных китайских царств (Бэй Чжоу и Бэй Ци) в середине V в. В Риме Темные века начались с распадом античной империи Диоклетиана (310 г.) и завершились в начале VII в. (когда папа Григорий I начал возрождать Католический интернационал независимо от имперской власти).
В обоих случаях Темные века продолжались около трех столетий, а предыдущая имперская эпоха — около четырех столетий. В Индии Темные века соответствуют трехвековому владычеству варваров- кушан, между распадом Греко-Бактрийской державы и рождением царства Гуптов (I в. до н.э.— III в. н.э.). Но греко-бактрийская эпоха (вместе с предыдущей эпохой империи Маурья) длилась 300 лет — меньше, чем в Китае. 2. Никакого «прогресса» варваров в пору их торжества над бывшими империями не было. Каждый раз за ускоренное развитие своей государственности победители-варвары расплачивались утратой национальной культуры и этнического единства, не получая равноценной замены, пока не принимали какую-либо мировую религию. 3. Платон считал сложившийся в Афинах симбиоз ученого сообщества со светской властью явлением нормальным и вечным. Августин наблюдал гибель «вечного города» Римской державы, но был уверен, что христианское сообщество сохранится и в этих условиях. Так возникла идея о вечном «граде Божием», который скрепляют не общественные договоры, а Божия воля. Вероятно, Платон также был убежден в бессмертии «града ученого», но связывал это не с волей богов, а скорее с волей Судьбы. 4. Этим центром стала Александрия Египетская — главный центр интеллектуальной культуры Востока в пору Римской империи, оппозиционный к правящему Риму или Константинополю. Здесь духовная власть философов-эллинистов естественно перешла в руки их учеников — просвещенных христиан. 5 Династию Хань свергли крестьяне с желтыми повязками, которые верили в скорую смену мирового порядка: «Желтое небо справедливости» сменит «Синее небо угнетения». Вожди крестьян — монахи-даосы вели пропаганду в том же стиле", что христиане, но в религии даосов отсутствовал образ божества, подобный Христу. 6. Роль «внешних варваров» (готов и гуннов на западе, хуннов и табгачей на востоке) действительно схожа. Но если на западе идеологи «внутреннего пролетариата» (христиане) сумели построить новый мир из варваров и подчиненных ими римлян, то на востоке даосам это не удалось. 7. Сначала православие и соперничавшие с ним ереси развивались в одном центре — Александрии. Когда оплотом православия стал правящий Константинополь, расцвет ересей продолжился во всех прочих интеллектуальных центрах Востока (Александрии, Антиохии и др.). 8. Арианство кажется более простым и логичным, например, в догмате об отношении Бога Сына к Богу Отцу. Но именно эта разница способствовала более широкой популярности православия среди ущемленного, мистически настроенного боль-шинства жителей Римской державы. Потеряв веру в империю, ее подданные жаждали не знания, но чуда.
9. Все варианты христианства логически противоречивы, и естественный отбор среди них шел по признаку наибольшей популярности в низах общества. Несторианство и монофизитство обрели признание на востоке империи (в Сирии и Египте) именно потому, что выступали против официальной идеологии — православия. Арианство сохранило популярность в Европе среди варваров (готов и вандалов), которые также не любили имперскую власть. 10. Объяснение, видимо, таково: буддизм (как мировая религия) был усвоен пришельцами-варварами, основавшими царство кушан. Династия Гупта подняла восстание против кушан под знаменем национальной религии — обновленного индуизма. 11. Первым христианским проповедникам был близок Платон с его «идеями», которые постижимы только умственным взором. Логичный и скептичный Аристотель казался ранним христианам слишком умствующим. Но с развитием христианской догматики и богословия Аристотеля начали ценить все больше, и в XIII в. (благодаря усилиям Фомы Аквинского) его популярность у богословов католической Европы опередила популярность Платона. 12. Начало борьбы слабеющей империи с новыми могучими варварами (готами и гуннами) лучше всего описано в сочинениях грека Аммиана Марцеллина, посвященных войнам императора Юлиана Отступника (360-е годы). Конец этой борьбы (в эпоху Юстиниана I, 560-е годы) описан ромеем Прокопием — секретарем православного полководца Велизария. Точку зрения персов на эти войны отразил поэт и историк Фирдоуси в поэме «Шахнаме». 13. Обе эти религии вызывали заметное внимание варваров. Именно поэтому китайцы не хотели их перенимать, предпочитая традиционную картину мира (конфуцианскую или даосскую). Эта ситуация напоминает ситуацию в Индии, где буддизм утратил позиции, когда к нему склонились варвары- куша- ны. Нечто подобное произошло в Западной Европе с арианством: став религией независимых готов, оно вызвало отторжение большинства подданных империи. 14. Автор «Истории франков» Григорий происходил из знатной имперской семьи. Он рано вступил в ряды христианского духовенства, преследуя цель утвердить единство всех жителей Европы в рамках «града Божиего» (по проекту Августина). Будучи епископом города Тура, он наблюдал католическое государство франков в конце первого столетия его существова-ния. Сравнивая дела язычника Мерове'га, его крещеного внука Хлбдвига и распри среди наследников Хлодвига, Григорий пришел к выводу, что крещеные варвары лучше некрещеных даже в своих злодеяниях. 15. В столичном Константинополе IV—V вв. ученая мысль развивалась только в рамках православного богословия. В Александрии, не причастной к имперской власти, язычники-эллинисты сохраняли свое влияние до тех пор, пока местные сектанты (монофизиты) противостояли столичному правосла-вию. Но как только православные победили в Александрии (в начале VB.), ученые-язычники были подавлены наряду с прочей оппозицией. 16. Изгоняемые из Индии индуистами в эпоху царей Гуптов, буддийские монахи осваивали территории вдоль главных торговых путей — Шелкового (через степь) и морского Пути пряностей. Так буддийская проповедь добилась больших успехов в Индонезии и Индокитае (особенно на Суматре и в Камбодже), а также в Монголии и многих варварских царствах на территории Китая. 17. Сырьем для первых компасов служил природный магнитный железняк. Из него вытачивали фигурки и ставили их на шарнирное основание: получалась «фигура, указывающая на юг». Согласно китайской модели мира, юг — самая священная из стран света. 18. Один из таких ученых — Цзу Чун-чжи жил в конце VB., одновременно с индийцем Арьябхатой. Он нашел приближенное значение числа л (355/113), которое отличается от истинного лишь в седьмом десятичном знаке. Однако компас в Китае был известен гораздо раньше: возможно, Цзу Чун-чжи в чем- то усовершенствовал этот прибор. 19. Согласно легенде, монах, будучи чем-то обижен, забился в угол и стал рвать на себе одежду. Он жевал ее клочья и плевался ими на горячую печь. Позднее, придя в себя, он обнаружил, что его плевки склеились в плотный лист, на котором можно писать. Эта легенда правдоподобна. Китайцы изготовляли бумагу в основном из растительных волокон, добавляя старые тряпки в общую массу и тщательно перемалывая ее. 20. Главное отличие фарфора от керамики в том, что он подвергается очень сильному нагреву (до 1300 °С), причем плавятся даже кварцевые зерна и получается однородная каменная масса. Обычная керамика нагревается при обжиге не выше 900 "С, поэтому плавится только глазурь (стекло), которой покрыты изделия. Для изготовления фарфора нужна особая глина (каолин) и печъ-домна (как для плавки железа). Первые печи такого рода появились в Китае в эпоху Тан, в VIII в. 21. Селитра (аммиачная, натриевая или калийная) при нагреве выделяет кислород. Сера легко соединяется с кислородом, разогревая общую массу и поджигая уголь. Соединение угля с кислородом дает наибольшее количество тепла. 22. Черный порох горит сравнительно медленно; если газы, выделяющиеся при его горении, могут легко расширяться, то никакого взрыва не будет. Если порох горит в замкнутом пространстве, то расширяющиеся газы создают давление, которое разрывает полость. Гораздо быстрее пороха горят бризантные вещества, например азотнокислая («гремучая») ртуть или нитроцеллюлоза (пироксилин). Они взрываются даже на открытом воздухе, из них изготовляются капсюли для патронов и взрыватели мин.
23. «Греческий огонь» отличался от пороха тем, что в его состав входила нефть (вместо угольного порошка). Поэтому он был жидкий и плавал на поверхности воды, не переставая гореть. Изготовить порох труднее: надо очень равномерно перемешать растертые в порошок селитру, уголь и серу, избежав нечаянного взрыва (вследствие нагрева смеси).
24. Вместо угольного порошка в термите используются порошки легко горящих металлов (магния, алюминия). Они создают температуру до 1500 "С, так что термитный снаряд прожигает даже железные листы. Способ тушения один и тот же: охлаждение горящей зоны водой или песком. Но пламя термита разлагает воду, поэтому тушение водой противопоказано. 25. Главная проблема — направленный полет ракет или пушечных ядер. Ракета не рассчитана на меткую стрельбу: ее пускали без прицела, стремясь напугать врага. Пушечный ствол для меткого выстрела должен быть изготовлен очень точно: иметь постоянную ширину канала, ровные стенки и т. п. Изготовление медной или железной трубы с такими свойствами — сложная задача. 26. Первое успешное применение «греческого огня* произошло в Константинополе в 670-е годы, когда город был блокирован с моря арабским флотом халифа Муавии. Огнеметы с греческих судов уничтожили арабский флот. Пороховые ракеты успешно применялись армией империи Тан против конных степняков в VII—IX вв. Первые китайские пушки появились в империи Сун в XI или XII в. Но самым эффективным способом применения пороха оставались мины: их закладывали под стены осаждаемого города и взрывом пробивали брешь. 27. Nemo judex in causa sua — никто не судья в своем деле. Res nulli — вещь ничья (потерянная). Ubi pater sum, ibi patria — где я отец, там моя отчизна. 28. Это роман «Троецарствие» («Сань Го»), написанный Ло Гуань-чжуном в конце XIV в. Тогда китайцы только что свергли власть монгольской династии Юань (1368 г.) и установили национальную династию Мин. Патриотический пафос книги «Сань Го» пленяет китайцев и в наши дни. 29. Обе эти религии одинаково привлекали людей, утомленных и угнетенных государственной властью и официальной религией. Но более простой ислам лучше подходил варварам — пустынным или степным кочевникам. Если бы ислам стал известен еще в VIII в. некрещеным варварам Европы (славянам, литовцам, скандинавам), то многие, вероятно, предпочли бы его более сложному христианству. В таком случае «исламская» Европа могла стать равносильна католической Европе. 30. Конечно, такой вариант возможен. В этом случае Ближний Восток стал бы ареной равного соперничества нескольких христианских ересей и разных толков буддизма. Предсказать победу одного из этих течений невозможно; более вероятен религиозный плюрализм, вроде того, который сложился в Индии. 31. Православие — самый сложный вариант христианства; он возник и победил в просвещенной Александрии. Если бы правители Константинополя выбрали более простой вариант христианства и объявили его государственной религией, то православие стало бы ересью, и Египет отделился бы от империи под этим знаменем. В итоге православие могло стать общей религией Сирии, Аравии и Ирана, а Византия и Западная Европа объединились бы под знаменем арианства или монофизитства. 32. Вероятность такого синтеза кажется весьма малой, ведь всякая вера варваров (в том числе буддизм) для большинства китайцев была неприемлема. Но если бы варвары-буддисты (индийцы или табгачи) явно превзошли китайских грамотеев в налаживании государственного хозяйства или в технической культуре, то побежденные конфуцианцами «еретики» — даосы могли бы синтезировать свою веру с буддизмом. Нечто подобное случилось в Китае в XIX в.: тогда произошел синтез даосизма с христианством и родилась народная религия повстанцев- тайпинов. 33. Видимо, такой синтез был возможен в Иране между «народным» вариантом зороастризма (по схеме Маздака) и одной из христианских ересей (например, несторианством). Такая интернациональная религия могла бы выполнить ту же функцию, которую выполнил ислам; но в этом случае с самого начала родился бы персидский (а не арабский) Халифат. 34. Одной из таких репетиций была религиозная революция Маздака в Иране (490—530). Другой пример — попытка отделения Египта и Сирии от Византии под знаменами монофизитов и несториан: оно не состоялось благодаря военным действиям Юстиниана. Каждый раз революция терпела неудачу из-за активности персов либо ромеев, не отвлеченных иными уси-лиями. Только обоюдное истощение этих держав в 630-е годы привело к успеху ислама. 35. Видимо, такой вариант был исключен, поскольку в эту эпоху христиане нигде (даже в Средиземноморье) не превосходили иноверцев в техническом прогрессе или государственной организации. Вариант тайпинов, XIX в., см. в решении задачи 8.32.
|
|