|
1. Китай в III—VI вв.: Троецарствие. Империя Цзинь. Эпоха Южных и Северных династий
В III в. Китай переживал глубокие социальные и политические потрясения. Ярким проявлением этих потрясений было падение Ханьской империи — великой державы Китайской древности. Концом империи принято считать 220 г. — когда был низложен последний император Ханьского дома. Три полководца императорской армии поделили между собой империю, образовав на ее месте три царства. Северное получило наименование Вэй, юго-западное — Шу, юго-восточное — У. Началась эпоха «Троецарствия» (220—265 гг.), которая в Китае пользуется удивительной славой. Это объясняется ее увековечением в литературе знаменитым циклом полуисторичес- ких, полулегендарных рассказов, известных как «Троецарствие». В этот же период складывается китайский этнос, ассимилировавший многих пришельцев, начинает возникать новый язык, среднекитайский, древний уходит в прошлое. Во время Троецарствия укрепляются и расширяются «сильные дома». В их составе так называемые кэ («гости») превращаются в бесправных держателей земли на основе долговой кабалы. Происходит сословное деление общества на «подлый народ» и «добрый народ».
Восстановить государственное единство Китая удалось самому сильному из трех царств — Вэйскому. Под ударами вэйских полководцев пало царство Шу. Затем полководец Сыма Янь низложил своего государя. Он провозгласил себя императором новой династии Цзинь (265—316 гг.). В 280 г. под власть цзинь- ского дома подпало и царство У.
Китай был вновь объединен под властью одной династии. Земля была объявлена собственностью государства. Вводилась надельная система, послужившая образцом для правителей последующих веков. В целях налогообложения все население делилось на три возрастные категории. Надельная система предусматривала также предоставление «должностных наделов» чиновникам и ограничение роста земельной собственности «сильных домов». Новая система землепользования и налоговая политика способствовали подъему сельского хозяйства. Политическая и экономическая стабилизация в стране стимулировали рост народонаселения. Однако создать оптимальный вариант сочетания интересов казны и землевладельцев удалось лишь в центре. Со смертью Сыма Яна (289 г.) вновь начались конфликты между центральной властью и владельцами уделов, борьба за власть и престол. Раздираемое смутой Цзиньское государство стало легкой добычей кочевников. Север страны, огромные территории Срединной равнины в бассейне реки Хуанхэ были отторгнуты степными племенами. Все причастные к власти в страхе бежали на юг. Придворные, собравшиеся в г. Цзянъе (Нанкин), провозгласили одного из отпрысков дома Сыма императором династии Восточная Цзинь (316—419 гг.). Вторжение кочевников в Северный Китай открыло новую эпоху, названную в традиционной историографии периодом Южных и Северных династий. В империи Восточная Цзинь осуществлялась надельная система землевладения. Трудовая повинность повсеместно была заменена налогом зерном. Происходила концентрация земли в руках «сильных домов». Крестьяне прикреплялись к земле. В начале V в. восстание крестьян, рост противоречий внутри правящих кругов привели к падению династии Восточной Цзинь. После этого сменились еще четыре династии. Распри и междоусобицы, восстания и смены придворных клик шли почти беспрерывно. Отдельные попытки отвоевать Север были безуспешными. А на Севере с начала IV по конец VI в. господствовали многочисленные кочевые племена. Их государства отличались неустойчивостью и легко распадались, пока не установилось правление династии Северных Вэй (386—534 гг.). Вэйский двор создал органы власти по китайскому образцу. Он стремился закрепить право государства распоряжаться землей, ограничив рост крупных землевладений и введя надельную систему. Но постепенно вэйский двор все более терял контроль над сильными домами. Северо-Вэйская держава распалась на Западное и Восточное государства. В середине VI в. к власти в них окончательно пришли китайцы. Несмотря на политическую нестабильность и разорение, в III—VI вв. в Китае продолжала развиваться материальная и духовная культура. Разделение страны и нашествия варваров открыли дорогу буддизму. Из множества его направлений выделилась Чаньская школа. Во II—V вв. происходит становление даосизма как достаточно широкого религиозного течения.
|
|