|
2. Государство Харши. Индия в VII—XII вв.
В начале VII в. правитель Канауджа Харшавардхана собрал значительную армию и смог овладеть фактически всей Северной Индией. Государство Харши было последней крупной империей на территории Индии до начала XIII в. Хронист Харши Бана утверждает, что налоговое обложение в его государстве было необременительным. Формально земледельцы платили всего 1/6 часть урожая. Но уголовное законодательство было более суровым, чем в период Гуптов. Харша был поэтом и драматургом. Он собрал при дворе много художников, поэтов, сделал свою столицу Удджайини прославленным культурным центром. Хотя предки Харши были шиваитами, сам он переменил веру и стал ревностным буддистом. Он много сил и средств отдал строительству буддийских монастырей. Индийские историки последних десятилетий склонны считать Харшу лишь одним из удачливых завоевателей своего времени. Его империя существовала около 40 лет (с 606 по 647 г.). После его смерти она распалась, и в течение нескольких столетий территория Индии была раздроблена на множество государств. Они непрерывно враждовали между собой, заключали непрочные союзы и вновь становились врагами. Эту пеструю, все время меняющуюся картину чрезвычайно трудно описать. Государства VII—XII вв. были устроены весьма просто. Двор — сведен к минимуму. Основным институтом государства являлась армия. Она передвигалась по стране, обеспечивая лояльность населения разных территорий как бы по очереди. Армия состояла из отрядов вассалов. Наемная армия была неизвестна. Основным родом войск являлась пехота. Конница составляла незначительную часть армии. Использовались, как и прежде, слоны. Именно с этого периода создается система постоянных центров политической жизни, борющихся друг с другом под флагами разных династий, — Северная Индия, Декан, Бенгалия и крайний юг. К середине VIII в. на севере Индии образовалось могущественное государство Гурджара-Пратихаров. Примерно в это же время Декан был в руках Раштракутов, сменивших Чалукьев на два века (742—973 гг.). Бенгалия находилась в руках Палов. Противоборство Пратихаров, Раштракутов и Палов стало основной канвой политических событий VIII—X вв. Канаудж по традиции продолжал считаться столицей всей Индии. В Х в. пришли в упадок все три державы, боровшиеся до этого за Северную Индию. Чалукьи вернули себе власть в Декане. На землях империи Гурджара-Пратихара возникли независимые княжества. Государство Пала в XII в. распалось на несколько владений. На крайнем юге в IX в. исчезло государство Паллава. Весь Тамилнад в Х в. был объединен Чолами. Их государство завоевало Цейлон и Южную Бирму. Могущество чолов достигло апогея в правление Раджендры Чола I (примерно 1015—1055 гг.). К VII в. относится появление ислама в Южной Азии. Попытки арабов напасть на Индию морским путем были отбиты. Но в 712 г. их армия подчинила несколько княжеств на территории современного Синда. Синд стал мусульманским, но на остальную территорию Южной Азии это обстоятельство влияло мало. В VII—X вв. завершается становление современной кастовой системы. Иерархичность, характерная для индийского взгляда на мир, получает в этот период значительное подкрепление в процессе мультипликации каст и социальных градаций. На просторах Северной Индии установилось господство нескольких кланов военизированных землевладельцев. Они считали себя наследниками древних кшатриев, членами «царских родов» (раджпутами). Когда династии Северной Индии называются «раджпутскими», имеется в виду кастовый статус, который был этими кланами, в конце концов, приобретен. В Южной Индии слой раджпутов не сложился. Возможно, это связано с тем, что четырехварновая модель, очень живая в народных представлениях Севера Индии, на Юге так и не укоренилась. Но политический строй здесь тоже в основном базировался на широких объединениях социально высоких землевладельцев. В VII—XII вв. социальный слой полноправных членов общины занимал довольно высокое положение. Самоуправление отдельных деревень, по-видимому, было достаточно реальным во всех областях Индии. Деревенские собрания имели в своем распоряжении земли, которые они могли дарить и продавать. Общинная собственность на землю была ограничена необходимостью уплачивать налог государству или тому лицу (либо учреждению), которому право на сбор было подарено (храму, монастырю, группе брахманов). Общинник был хозяйственно независим на своей земле. Он мог ее отчуждать, сохранял на нее право в случае долгого отсутствия. Но всеми этими индивидуальными правами он обладал как член коллектива — член касты, доминирующей в данной деревне. Право на землю распадалось на два основных права, довольно четко разграниченных. Одно заключалось в присвоении государственных налогов или соответствующих сумм с землевладельцев. Другое состояло в возможности распоряжаться самой землей (хозяйственно использовать, наследовать, отчуждать) и присваивать ренту за вычетом упомянутого выше налога. Но распределение этих двух прав между различными индивидами и институтами было крайне запутанным. Оба права могли сосредоточиваться в одних руках. Ниже слоя землевладельцев-налогоплательщиков, осуществлявших общинное самоуправление, стояли неполноправные члены общины — арендаторы, безземельные работники, ремесленники. Система джаджмани, то есть система несимметричного взаимного обслуживания землевладельческих, земледельческих и служебно-ремесленных каст, распространяется на Декан и Юг. Налоговая система, по всей видимости, не была упорядочена. Однако можно примерно установить, что налог составлял от У5 до 2/5 урожая, рента — от 1/ъ до 2/3. Таким образом, за вычетом налога подчиненный собственник получал от 40 до 27 % совокупной ренты. Активны были торговые корпорации, охватывавшие своей деятельностью многие города. Корпорации содержали значительные воинские контингенты, которые оказывали существенную помощь имперской армии во время войн. В религиозной сфере Индия в этот период вернулась от буддизма к индуизму. Вытеснение буддизма из Индии, безусловно, связано с особенностями индийского социального строя периода Средневековья — именно с тем, что развились кастовый строй и кастовое мышление, для которых идеальную объясняющую и закрепляющую схему представлял индуизм. Индуистская обрядовость заняла ведущее положение среди других выражений религиозности. Ритуализированы были все стороны жизни — производственная, культурная деятельность, быт. В то же время философия превращается в самостоятельную отрасль знаний со своими методами исследования. Окончательно оформляются шесть классических систем индийской философии: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Наряду с угасанием санскритской литературы идет процесс созревания национальных языков и появления литературы на них. Кроме тамильской, существовавшей ранее, появляются бенгальская, маратхская, гуджаратская, каннада, телугу литературы. Окончательно кристаллизуются системы индусского права, которые затем не подвергаются изменениям до нового времени.
|
|