Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2. Персия под властью завоевателей: VII—XV вв.

  В середине VII в. Персия была завоевана арабами, но они не смогли поглотить и ассимилировать ее народ, как это им удалось в Сирии или в Египте. Иранская раса, происходящая от древнего арийского семейства, отстояла дальше от арабов, относящихся к семитам. Персидский язык также принадлежит к арийской группе. Поэтому иранская раса осталась самостоятельной и расцвет ее языка продолжался. Ислам распространился быстро и вытеснил зороастризм. Но даже и в религии ислама персы шли своим путем. В исламе произошел раскол и возникли два течения, две ветви — шиитская и суннитская. Персия стала, и до сих пор остается, преимущественно шиитской, в то время как среди прочих мусульманских стран преобладающей ветвью является суннитская.
  Но хотя Персия и не была ассимилирована, арабская цивилизация оказала на нее очень сильное влияние. Ислам дал новый стимул для развития ее искусства. Арабское искусство и культура, в свою очередь, испытали на себе влияние персидских образцов. Персидская роскошь проникла в быт простых детей пустыни, и двор арабского халифа отличался такой же пышностью и великолепием, как и всякий другой императорский двор. Багдад, столица империи, превратился в величайший город мира.
  В IX в. Багдадская империя пришла в упадок и распалась на ряд государств. Персия стала независимой. Но пришедшие с востока тюркские племена в конечном счете захватили ее. Они подчинили своей власти также и правителей Багдада, номинально сохранявших титул халифа.
  В начале XI в. возвысился Махмуд Газневи. Он совершил набег на Индию, стал угрозой для халифа и создал свою империю, но ненадолго (977—1178 гг.). Конец империи положило другое тюркское племя — сельджуки. Сельджуки длительное время успешно боролись и противостояли христианским крестоносцам. К концу XII в. еще одно тюркское племя изгнало сельджуков из Персии и основало Хорезмское или Хивинское царство.
  Вопреки всему этому традиции в хозяйстве, искусстве и жизни Персии продолжали сохраняться. В X в. и первой половине XI в. она переживала такой подъем в развитии сельского хозяйства и ремесла, какого в Средние века никогда не знала ни до того, ни после.
  Оросительные работы, заботы о которых брало на себя государство, получили большое развитие. Высокого уровня достигла система подземных оросительных каналов.
  Возделывались в основном традиционные культуры: ячмень, пшеница, в южных районах — рис. Разводились и технические культуры: хлопчатник, лен, красильные растения.
  По-прежнему значительным был кочевой и полукочевой сектор экономики, в котором преобладали кочевники-иранцы (курды), а на юго-западе — арабы.
  Особое значение в хозяйственной жизни имел город. Он являлся экономическим и политическим центром округи или (для больших городов) области.
  IХ—Х вв. — время усиленного внедрения ислама среди населения Ирана. Однако зороастризм сохранил сильные позиции. В разных районах Ирана продолжали существовать и христианские общины, преимущественно несторианские. В городах находились многочисленные иудейские общины.
  Под властью ряда различных тюркских династий персидское искусство и литература продолжали процветать. На языке дари (или фарси) начинают складываться самостоятельные литературы персов, таджиков, азербайджанцев и некоторых других народностей.
  На языке дари писал великий классик персидской и таджикской поэзии Фирдоуси (932—1021 гг.). В Средней Азии и Иране жил великий философ, прославленный врач и поэт Ибн Сина (Авиценна, 980—1037 гг.). Поэтом-философом мирового значения, идеологом горожан, замечательным мастером стиха и вольнодумцем был Омар Хайам (умер около 1123 г.).
  Из произведений художественной прозы выделяется «Кабус-намэ» — наставление престарелого отца юноше-сыну. Эта книга дает яркую картину жизни, нравов и быта знати XI в.
  Итак, несмотря на войны, конфликты и политические изменения, продолжалась живая традиция персидско-арабского искусства и культуры. Она породила многие шедевры литературы, живописи и архитектуры. Затем наступили времена бедствий.
  В 1220 г., завоевав Среднюю Азию, орды Чингис-хана вторглись в Иран. В результате этого нашествия многие районы Ирана были совершенно опустошены, оазисы превратились в пастбища для кочевников, а оросительные сооружения в своем большинстве были разрушены. Во многих местах Ирана все поголовье скота было уведено или уничтожено. Города Нишапур, Рей, Казвин, Хамадан и другие остались без жителей.
  Однако полностью Иран был завоеван только в середине XIII в. внуком Чингис-хана Хулагу. Причинив свою долю разрушений, в том числе уничтожив Багдад, Хулагу превратился в миролюбивого правителя, отличавшегося терпимостью. В 1261 г. он принял титул ильхана (буквально хан племени). Это название распространилось и на основанную им династию. В литературе можно встретить и другое название — «династия Хулагуи- дов» (1256—1353 гг.).
  Тяжелое хозяйственное состояние государства побудило правителя Газанхана (1295—1304 гг.) изменить внутреннюю политику. Руководящая политическая роль на время перешла от монголо-тюркской военно-кочевой знати к местной оседлой служилой знати. В результате ряда реформ были установлены точные размеры поземельной подати и определены сроки уплаты ее. Всякие произвольные поборы запрещались. Восстанавливалась чеканка серебряной монеты. Были проведены широкие оросительные работы. Вместе с тем законодательство Газанхана подтвердило прикрепление крестьян к земле и запрещение права перехода. Была установлена единая система мер и весов.
  После монгольского завоевания произошло перераспределение земельного фонда. Множество земель, принадлежавших местной знати, с прикрепленными к ним крестьянами перешло в казну. А в начале XIV в. земли переходят в руки монголо-тюркской военно-кочевой знати на правах икта или мулька, а также к мусульманским религиозным учреждениям. Огромными были размеры земель ильханской фамилии.
  Ильханы приняли мусульманство, но оставались вполне терпимы по отношению к другим религиям.
  Историография периода Хулагуидов весьма богата и оригинальна. Труды историков составили эпоху не только в персидской, но и в мировой науке. Особенно показательно сочинение Рашид ад-дина «Джами ат-таварих» («Всемирная история»). Это первый в мировой историографии труд такого содержания.
  В середине XIV в. Персия дала еще одного великого поэта — Хафиза.
  Проведенные при Газанхане реформы смогли лишь несколько задержать, но не смогли предотвратить политический распад государства Хулагуидов, который закончился к 1353 г. В Иране сложился ряд независимых государств.
  Большую роль в распаде державы Хулагуидов сыграли народные восстания. Наиболее значительным из них было так называемое сербедарское движение. Сербедары образовали государство, просуществовавшее с 1337 по 1381 г.
  В 1370 г. в Средней Азии образовалась империя Тимура. Это имело непосредственное значение и для Персии. Завоевание Персии войсками Тимура было начато в 1381 г. и закончено в 1393 г. Огромные территории, завоеванные Тимуром, отпали после его смерти. Его наследникам достались сравнительно небольшие владения, в том числе и Персия.
  Как это не удивительно, потомки свирепого завоевателя прославились своей щедростью, гуманностью и поощрением искусств. Этот столетний период правления Тимуридов известен как «тимуридское возрождение».
  Постепенно Тимуридов оттесняли все дальше и дальше на восток. В начале XVI в. иранский национализм одержал победу и Тимуриды были окончательно изгнаны из Персии.


 
© www.txtb.ru