|
§ 26. Культурное значение Перестройки. Гласность в культуре
Просчеты в экономике, научно-техническое отставание от Запада, коррупция и неэффективность административнокомандной системы и незаинтересованность людей в результатах своего труда поставили советское общество в середине 1980-х гг. перед необходимостью перемен. Инициатором своеобразной «революции сверху» стал новый генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. Начало Перестройке положил апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС. С Перестройкой общество связывало надежды на обновление жизни, завершение затянувшегося периода застоя, укрепление демократических начал. Это был один из редких в нашей стране периодов поддержки (пусть и условной) властей интеллигенцией (традиционно стоящей в оппозиции) и признания властью общественного авторитета, интеллектуально-нравственного опыта и потенциала интеллигенции. Рельефно обозначилось понимание возрастающей роли обществознания, но и сами общественные науки нуждались в отказе от стереотипов и заидеологизированности. Гласность и возвращенное искусство. Партия провозгласила гласность (открытое заявление властей о своих действиях и намерениях). Главный лозунг Перестройки - «Гласность, демократия, социализм». В прессе и на телеэкране, на собраниях и митингах, партийных форумах и просто в дружеском общении шли дискуссии о направлении, задачах и этапах Перестройки. В условиях санкционированной сверху открытости и гласности по-новому заговорили средства массовой информации, ведущей стала критическая, обличительная функция печати, в том числе партийной. Критика тоталитарного прошлого и административно-командных методов, анализ кризисных явлений способствовали перестройке сознания и оздоровлению атмосферы в обществе. Пристальный интерес к историко-политической публицистике стал характерной чертой духовной жизни тех лет. Имена ярких и популярных публицистов И. М. Клямкина, И. Ф. Карякина, А. А. Нуйкина, Г. Х. Попова, В. И. Селюнина, Ю. Д. Черниченко, Н. П. Шмелева были у всех на слуху, а их смелые и злободневные статьи - в фокусе общественного внимания. Ведущая роль в раскрепощении сознания и слова принадлежала журналам «Новый мир», «3намя», газете «Московские новости», телевизионным передачам «Взгляд», «600 секунд» и др. Властителями дум стали журнал «Огонек» (гл. редактор В. А. Коротич) и еженедельник «Аргументы и факты» (гл. редактор В. А. Старков). Из скучных партийных официозов они неожиданно превратились в самые востребованные издания, выходившие гигантскими тиражами. Читательский интерес был обострен до предела, никогда ни до, ни после этого люди не выписывали и не читали столько периодики. Политический репортаж и аналитические программы притягивали к телеэкрану миллионы зрителей. Гласность становилась культурной нормой. Большие изменения произошли в литературе и искусстве. Стало меняться отношение к культурному наследию прошлого. Г орбачевская Перестройка вернула из забытья многие имена и произведения ранее «опальных» деятелей русской культуры. Общество открывало для себя заново незаслуженно забытые или замалчивавшиеся пласты отечественной, в том числе эмигрантской, культуры: выдающихся русских философов Н. А. Бердяева и В. С. Соловьева, поэзию Н. С. Гумилева, Г. В. Иванова, В. Ф. Ходасевича, И. А. Бродского, творчество писателей И. А. Бунина, В. В. Набокова, Д. С. Мережковского, М. Алданова и др. Большими тиражами публиковались произведения A. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой, М. А. Булгакова и А. П. Платонова, B. С. Г россмана и А. И. Солженицына, В. Д. Дудинцева и А. Н. Рыбакова. Значительным и запоминающимся событием духовной жизни стал показ в 1987 г. философской драмы Т. Е. Абуладзе - замечательного фильма-притчи «Покаяние». (Этот фильм завершал трилогию режиссера Тенгиза Абуладзе, начатую лентами «Мольба» и «Древо желания». Картина, созданная в 1979 г., смогла выйти в прокат в СССР лишь в годы время Перестройки.) Теме Сталина и сталинщины были посвящены также романы «Дети Арбата» А. Н. Рыбакова, «Белые одежды» В. Д. Дудинцева, «Зубр» Д. А. Гранина и др. Были сняты идеологические запреты с так называемого «полочного кино»: массовый зритель увидел на киноэкране годами пылившиеся на студийных полках ленты кинорежиссера А. Г. Германа «Проверки на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин» и др. В них осуждалась административнокомандная система - АКС (термин Г. Х. Попова), переосмысливалось духовное содержание исторических и нравственных процессов. Творческое богатство и разнообразие художественных течений и школ советского изобразительного искусства 1920-1930-х гг. было представлено на выставках работ художников В. В. Кандинского, А. В. Лентулова, К. С. Малевича, М. В. Нестерова, П. Н. Филонова. Творчество А. Г. Шнитке, М. Л. Ростроповича и других талантливых композиторов и исполнителей обогатило музыкальную культуру эпохи Перестройки. Во многих городах резко возросло количество театральных студий. Значительно облегчилось проникновение в страну продукции зарубежной культуры, особенно видеофильмов. Как событие не только отечественной, но и мировой культуры в 1988 г. было отмечено 1000-летие принятия Русью христианства. Возникло много новых общественных организаций: Советский фонд культуры, Союз театральных деятелей СССР, Союз ученых, Общество потребителей, «Мемориал», «Милосердие» и др. Но наряду с этими положительными факторами, которые были достигнуты, прежде всего, за счет ослабления, иногда и полной отмены цензуры и контроля над творчеством, в целом наметилось резкое падение общекультурного уровня. Профессиональный уровень многих спектаклей, фильмов, развлекательных программ, литературы, поэзии и изобразительного искусства стал снижаться. К концу 1980х гг. наиболее доходными, а значит, и наиболее распространенными явлениями в произведениях «искусства» стали порнография, секс, насилие. С Запада в СССР также стала проникать продукция весьма низкого уровня, а немногочисленные выдающиеся произведения редко доходили до советского «потребителя». Образование и наука. К концу Перестройки наметилось резкое усиление влияния восточных и западных религий и церквей, причем как традиционных, так и вновь возникших. Началось также повальное увлечение астрологией, экстрасенсорикой и магией. Это приводило зачастую к весьма серьезным негативным явлениям в психической и духовной сферах жизни людей. В области образования изменения стали происходить не ранее 1988 г. Несмотря на повышение зарплаты учителям школ и преподавателям вузов, усилился дефицит преподавателей, так как они стали уходить в различные коммерческие предприятия, где получали значительно больше. С другой стороны, резко понизился интерес молодежи к получению образования, у большей части ее была потеряна уверенность в необходимости его в ближайшем будущем. Немаловажной проблемой в 1989-1990 гг. стал и отток из СССР наиболее квалифицированных специалистов, которые получали за рубежом значительно более благоприятные условия для жизни и работы. Попытки смягчить проблему были предприняты за счет введения альтернативной образовательной системы. Стали создаваться гимназии, лицеи, колледжи, новые университеты. Но они возникали, как правило, на базе прежних школ, техникумов и вузов. Зачастую кроме смены названия они не привносили ничего нового. Схожие процессы происходили и в науке. Если прикладные отрасли получили некоторое развитие, так как повысилась потребность в конкретных технических и экономических разработках в негосударственной и даже государственной экономике, то фундаментальные науки, которые были всегда гордостью страны, оказались «на голодном пайке». В течение второй половины 1980х гг. в СССР практически отсутствовали серьезные открытия, а ведущие отрасли науки, такие, как космонавтика, ядерная физика, молекулярная биология и другие, с трудом удерживали достигнутый в предыдущий период уровень. Противоречия Перестройки в культуре. Ускоренное освоение «белых пятен» нашей истории, оказавшейся вдруг такой непредсказуемой, происходило драматически. Это породило «феномен прозрения», когда тайное (часто только для советских людей) становилось явным. Накал разоблачений преступлений прошлого и критика настоящего в годы Перестройки значительно превзошли «эффект XX съезда», когда после разоблачения культа личности в 1956 г. значительная часть советского общества и прокоммунистически настроенных людей на Западе испытали разочарование и растерянность. Гласность и историческая публицистика, открывавшие глаза на преступления прошлого и - в подтексте - системные недостатки социализма, объективно сыграли роль антисоциалистической пропаганды. Правда о собственном прошлом, нередко неприглядная, вызывала противоречивые чувства: облегчение из-за освобождения от идеологических пут у одних, разочарование и растерянность - у других, общественное раздражение - у третьих. Стали усиливаться неприятие дискредитации социализма в ходе Перестройки и раздражение против ее инициаторов, с одной стороны (консервативные настроения); а с другой - осознание паллиативности (половинчатости), недостаточности и бесперспективности самой Перестройки, нацеленной на модернизацию социализма (радикальное течение). Разрешенный сверху «социалистический плюрализм мнений» осознавался многими как полумера (в мировой политической жизни латинское слово «плюрализм», буквально означающее «множественность», понимается как многопартийность). Однопартийная система и ведущая роль коммунистической партии становились тормозом на пути преобразования страны в буржуазно-демократическом направлении, к чему стремилась определенная часть общества. По мнению этих сил, в лозунге Перестройки «Гласность, демократия, социализм» первое было необходимо заменить свободой слова, а последнее слово вообще являлось помехой. Общество быстро политизировалось и поляризовалось, множились протестные настроения. Порожденные Перестройкой ожидания не находили удовлетворения. Провал путча 19-21 августа 1991 г., нацеленного на реставрацию доперестроечных порядков, и последовавшие за этим события («августовская революция» и распад СССР в декабре 1991 г.) положили конец Перестройке как неудавшейся попытки самореформирования социализма. «Стрелка» на путях исторического развития нашей страны в очередной раз была резко переведена в обратном направлении, на этот раз - в сторону перехода от социализму к капитализму. Культурные итоги Перестройки. Главные социально-политические достижения Перестройки - это гласность, плюрализм мнений, народное представительство и альтернативные выборы; в социально-экономической сфере - элементы хозрасчета и самоокупаемости в хозяйственной деятельности предприятий, разрешение самостоятельного выхода на мировой рынок, расширение кооперативного движения как прообраза частного предпринимательства; а в области культуры - гласность, раскрепощение общественного сознания и обращение к запретному ранее культурному наследию.
|
|