Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



От автора

Не дай тебе Бог жить в эпоху перемен!
Китайская поговорка

   Историю своей страны надо знать и извлекать из нее уроки. Но необходимо понимать и ее национальные системообразующие особенности, одним из следствий и проявлений которых и стали, события последних двадцати лет.
  Перестройка и переходный период являются, по сути, очередной (после крещения Руси, петровских преобразований, ускоренного развития капитализма в эпоху «великих реформ» Александра II, русских революций 1905-1907 и 1917 гг., периода НЭПа, хрущевской «оттепели») попыткой модернизации (осовременивания) России. (Последней по времени, но, вероятно, не последней в нашей истории.)
  В чем же состоят эти системообразующие особенности отечественной истории? Это время, темпы и пространство (или географический фактор, понимаемый как местоположение и территория государства).
  Для России характерны запаздывание в прохождении основных цивилизационных этапов и вследствие этого - так называемый «догоняющий» тип возвратно-поступательного развития, когда после ограниченной модернизации посредством незавершенных реформ наступает период отката и реакции.
  Расселение восточных славян в древности началось позже, чем у других народов. «Запоздание» исторического процесса, берущее начало еще в доисторической1 (для славян) эпохе, наложило, как отметил известный российский историк П. Н. Милюков, неизгладимый отпечаток на весь общественный и государственный быт России. Другой русский историк и географ, Л. Н. Гумилев, справедливо утверждал, что, так как Россия на 500 лет моложе Западной Европы, то, сколько бы мы ни изучали европейский опыт, невозможно сейчас же добиться того уровня благосостояния и нравов, который характерен для Европы. Не нужно отвергать с порога чужой опыт, его следует изучать и использовать. Но необходимо помнить, что это именно чужой опыт. Свой путь нам предстоит пройти самим. И вряд ли он будет краток.
  Действительно, государственность в нашей стране сложилась на века позднее, чем в основных европейских державах. Наше развитие постоянно шло с определенным социально-культурным отставанием. В России на сотню с лишним лет позднее началось книгопечатание; с запозданием вступили мы в Новое время (в эпоху петровских преобразований в XVIII в.), в отличие от западных стран, для которых этот период начался в основном в XV в. На сотни лет припозднились в нашей стране с основанием первого университета (XVIII в.), тогда как первый университет в Европе был открыт в конце XI столетия (в Италии).
  Россия одна из последних в Европе отменила крепостное право (в Румынии это произошло в 1863 г.). Мы позже других вступили в капитализм; и потому третье сословие складывалось в России значительно позднее и иначе, чем в других европейских государствах, не достигло такого уровня развития и не сыграло такой общественной роли, как в этих странах. И хотя пореформенное сорокалетие (после отмены крепостничества) было временем ускоренного развития капитализма и капиталистической модернизации России (как обычно незавершенной), в бескрайней и почти сплошь крестьянской стране процесс урбанизации развивался медленно. Бюргерская (городская) цивилизация не сложилась у нас своевременно, городское население превысило по численности сельское только после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (в основных европейских странах этот показатель был достигнут к началу XX в.). В России всего сто лет назад прошла антифеодальная и противоабсолютистская (антисамодержавная) революция 1905-1907 гг., да и та в основном не достигла своих целей.
  Территориально Россия раскинулась в двух частях света - на востоке Европы и севере Азии, причем в последней - по преимуществу. Родовые черты восточного менталитета и азиатского деспотизма, умноженные и закрепившиеся в период золотоордынского ига, сохранялись в нашей стране при всех режимах, включая советский. Перефразируя Александра Блока, можно сказать: «Да, европейцы мы, но с раскосыми и жадными очами.»
  Огромную самодовлеющую роль в нашей стране всегда играла бюрократия с ее «московской волокитой» и вечным мздоимством (по- современному - коррупцией). Складывавшаяся со времен образования приказной системы при Василии и Иване Третьих, развивавшаяся в царствование Ивана Г розного, Николая I и других, бюрократия успешно выживала и размножалась при любых режимах, пережила все революции и по-прежнему является характерной и не лучшей чертой нашего государства.
  Самодержавный гнет и недостаточность капиталистической модернизации при царизме, а затем заидеологизированность, репрессии и человеческие издержки тоталитарной эпохи не позволили стране своевременно выйти на дорогу демократического развития. В этом драматизм нашей истории.
  Технико-экономическое отставание от Запада, вопиющая бедность основных слоев населения, необеспеченность гражданских прав и свобод, избыточное давление власти и традиционное пренебрежение государства коренными интересами большинства населения и каждого отдельного человека обусловили серию революционных взрывов в начале ХХ в. и еще одну коренную смену общественного строя на рубеже 1990-х гг.
  Свой путь в направлении интегрирования в мировую цивилизацию надо проходить самим. Опыт Перестройки и затянувшийся переходный период - попытки движения в этом направлении, исторический способ нашей адаптации к современности, очередной болезненный акт модернизации России. Акт, который по аналогии с двумя этапами Русской революции 1917 г.- умеренным (февральским) и радикальным (октябрьским) - тоже можно поделить на две фазы: паллиативную, или умеренную (Перестройка), и радикальную (переходный период).
  Трудное становление постсоциалистической России в новейшее время, переход к капитализму с рыночной экономикой, перемены в общественном сознании поколений происходят на наших глазах.
  У России своя история, непростая, но своя. И ее надо изучать, в том числе и текущую историю, или историю современности. Для этого и написано настоящее пособие.


 
© www.txtb.ru