|
13.3. Внутренняя и внешняя стабилизация. Основные политические тенденции в президентство В.В. Путина (с 2000 г.)
31 декабря 1999 г. президент Б.Н. Ельцин досрочно ушел в отставку, тем самым обеспечив победу на президентских выборах 2000 года своему преемнику - В.В. Путину, переизбранному на второй срок в 2004 г. Основные тенденции в президентство В.В. Путина во многом стали продолжением и развитием позитивных в целом процессов, начатых премьер-министром Е.М. Примаковым в 1998 году. Ими стали: А. В общей внутренней политике: 1. Стабилизация власти, усиление авторитарных тенденций в русле российской исторической традиции. Под лозунгом укрепления «вертикали власти» страна была разделена на 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями президента для контроля за губернаторами; с 2003 г. фактически отменены выборы губернаторов. В условиях современной России эти меры были вполне прагматичными и имели следствием упорядочение системы управления и подавление регионального сепаратизма. 2. Стремление к консолидации общества, политический центризм (начиная с государственной символики, сочетающей элементы наследия дореволюционной России и СССР). Следствием этого стало укрепление авторитета власти, чему в немалой степени способствовало то, что Путин, в отличие от Ельцина, не отягощен в глазах народа ответственностью за социально-экономический кризис, распад СССР и утрату положения сверхдержавы. 3. Следствием разочарования народа в политических партиях стали их кризис и политический застой. На его преодоление, с одной стороны, и на дальнейшую стабилизацию - с другой, направлено предпринятое властью в последнее время строительство двухпартийной системы по образцу наиболее цивилизованных и стабильных стран Запада, с заменой смешанной системы парламентских выборов (по персональным кандидатам и партийным спискам) на однородные выборы по партийным спискам. Отличием от классической западной схемы является то, что обе претендующие на эту роль партии - «Единая Россия» и «Справедливая Россия» - сформированы не естественным путем «снизу», а «сверху», по инициативе самой власти. Б. В социально-экономической сфере: 1. Завершение разработки законодательства по экономическим вопросам с усилением государственного сектора экономики и тенденций государственного регулирования. 2. Ограничение влияния «олигархов» российского бизнеса, которое приобрело чересчур обширные размеры в последние годы президентства Б.Н. Ельцина (в особенности Б. Березовский). Попытка некоторых «олигархов» в ответ объявить войну власти была пресечена на корню и закончилась для одних эмиграцией (Б. Березовский, В. Гусинский), для других - тюремным заключением (М. Ходорковский). 3. Экономическая стабилизация. С 2000 года в России наблюдаются медленный, но неуклонный экономический рост и неизменно профицитный, сбалансированный госбюджет. Следствием этого стал частичный подъем уровня жизни народа, постепенное формирование среднего класса, служащего залогом стабильности любого общества. 4. Прекращение разбазаривания кредитов и бюджета и расчет с внешними долгами государства, к настоящему времени близкий к завершению. 5. Начало возрождения ВПК, уже идущее в сфере обычных вооружений и намеченное (в программе, принятой правительством в 2007 г.) в области ядерного оружия. В. Во внешней политике: 1. Приоритет национальных интересов. 2. В сложных условиях нового мирового порядка, характеризующегося доминированием США, сегодняшняя Россия стремится к осторожному балансу между Западом и Востоком (и прежде всего - Китаем). Этому соответствует и рациональный поиск ею своей модели дальнейшего развития (хотя по отдельным направлениям еще по инерции сохраняется не всегда критическое перенимание западных моделей). В марте 2008 г. президентом России избран близкий соратник В.В. Путина Д.А. Медведев. Тот факт, что уходящий президент остается на вершине политической системы в качестве главы правительства, позволяет с известной долей вероятности прогнозировать преемственность политического курса путинского периода. В заключение можно сформулировать основные проблемы сегодняшней России, представляющие собой еще не до конца изжитое наследие общего кризиса 90-х годов: 1) технологическое отставание от наиболее передовых стран Запада, преобладание сырьевых отраслей экономики перед обрабатывающими и наукоемкими; 2) неопределенность места России в международных отношениях; 3) по-прежнему высокая (хотя и сократившаяся по сравнению с 90-ми годами) коррупция и растущая бюрократизация управления (как следствие чрезмерного усиления позиций государственного аппарата, не имеющего противовесов); 4) все еще достаточно низкий уровень жизни основной массы населения.
|
|