Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



9.1. НЭП и его значение (1921-1929). Образование СССР

  В марте 1921 года на Х съезде коммунистической партии по докладу В.И. Ленина было принято решение о переходе от «военного коммунизма» к «новой экономической политике» (НЭПу). Причинами столь крутого поворота, совершенного по инициативе вождя партии вопреки мнению большинства членов ЦК, послужили:
  1) экономическая разруха (к 1921 г. промышленное производство упало в 7 раз, по сравнению с дореволюционным), голод в ряде регионов (особенно в Поволжье) и массовые эпидемии тифа, как результат краха политики «военного коммунизма»;
  2) как следствие этого - массовое сопротивление крестьянства и других слоев народа (Кронштадтское восстание матросов, Тамбовское и Западно-Сибирское восстания крестьян). Пока шла Гражданская война, они отчасти мирились с политикой «продразверстки», выбирая между красными и белыми «меньшее из зол» для них. По окончании же войны положение становилось все более невыносимым. Особенно тревожным для большевиков симптомом стало восстание кронштадтских матросов - «красы и гордости революции», в прежнее время одной из самых надежных опор партии.
  Реформы НЭПа сводились к следующему:
  1) ограниченный допуск частной собственности и кооперации в торговле, мелкой и средней промышленности при сохранении государственной монополии в крупной промышленности, банковской сфере и внешней торговле с привилегиями для государственных предприятий по сравнению с частными (при этом с целью повышения конкурентоспособности они переводились на частичную самоокупаемость - хозрасчет);
  2) восстановление товарно-денежных отношений с денежной реформой 1924 года (возродившей золотой стандарт рубля и прекратившей инфляцию) и свободы торговли;
  3) переход от продразверстки к фиксированному продналогу в деревне;
  4) отмена трудовой повинности и уравниловки в зарплате;
  5) создание общегосударственного органа планирования в экономике - Госплана.
  До сих пор ведутся дискуссии на предмет о том, был ли НЭП стратегическим поворотом курса по замыслу Ленина или же временным тактическим маневром. Большинство историков склоняются к последнему. В пользу этого мнения свидетельствует и создание Госплана - мера, противоречившая свободному рынку и направленная на закладывание основ централизованной плановой экономики.
  В результате НЭП позволил восстановить к 1928 году разрушенную двумя войнами и «военным коммунизмом» экономику и тем самым помог большевикам удержаться у власти.
  Вместе с тем, опыт НЭПа наглядно показал:
  1. Производительность на госпредприятиях была в 2 раза ниже, чем на частных. Казалось бы, само по себе это служило доказательством большей эффективности частного хозяйства. Но коммунисты убедили себя, что это лишь следствие недостатка управленческого опыта.
  2. При общей стабилизации неизбежной социальной «издержкой» рыночной экономики стала высокая безработица (1,5 млн человек). В свою очередь, урбанизация привела к жилищному кризису в перенаселенных городах. С целью обеспечения городского населения продовольствием были созданы искусственные «ножницы цен»: высокие - на городскую промышленную продукцию и заниженные - на продукцию крестьян. Однако эта мера, являвшаяся в смягченном виде рудиментом политики «военного коммунизма», делала невыгодным для крестьян продавать хлеб государству и впоследствии привела к новому продовольственному кризису.
  В целом НЭП можно признать блестящим маневром Ленина, спасшим формирующееся коммунистическое государство от гибели. Более того, он породил иллюзии среди части интеллигенции, в том числе и эмигрантской (т. н. «сменовеховцы», идеолог - бывший кадет Н.В. Устрялов), об «эволюции» коммунистического режима в сторону постепенной реставрации буржуазно-демократических порядков, и подтолкнул ее к сотрудничеству с ним. При этом «сменовеховцы» ссылались на опыт Французской революции конца XVIII века, забыв о том, что там «откат» от уравнительной и террористической политики якобинцев произошел в обстановке падения их режима, а в России - при сохранении власти большевиков, чем способствовал лишь ее укреплению и давал время для перегруппировки сил. В своих надеждах эта часть интеллигенции жестоко обманулась.
  В предыдущей главе мы отмечали, что к концу Гражданской войны расколовшаяся в ходе революции империя была по существу восстановлена, за исключением Польши, Финляндии, Прибалтики и Бессарабии. Новой формой ее национально-государственного устройства стал Союз советских социалистических республик (СССР), официально образованный путем союзного договора 30 декабря 1922 года. По форме СССР представлял равноправное федеративное объединение национальных республик с правом выхода из Союза (возглавлявший комиссию по образованию союзного государства И.В. Сталин отстаивал проект включения республик в состав России на правах автономий, но В.И. Ленин, будучи последовательным космополитом (интернационалистом), желал привлечь малые нации заманчивым лозунгом полного равноправия в надежде на мировую революцию и настоял на своем). Более того, нерусским республикам создавали различные привилегии, ради укрепления «дружбы народов» дарили им этнически русские территории (Украине - Новороссию, Донбасс, впоследствии Крым, Казахстану - земли Уральского казачьего войска, позднее Молдавии - Приднестровье).
  В результате при самом образовании СССР под него была подведена «мина замедленного действия»: единственным скрепляющим стержнем его единства стала диктатура коммунистической партии, поскольку все руководители республик были членами партии. Впоследствии, когда эта диктатура потерпела крах, распад СССР произошел на самых невыгодных для России условиях.
  Первоначально в его состав вошли 4 республики - РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская федерация, впоследствии их стало 16: РСФСР, Украина, Белоруссия, Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия и до 1956 г. - Карело-Финская республика, после упразднения которой осталось 15. Кроме того, ряд малых наций образовали автономные республики в составе союзных (например, в составе России - татары, буряты и др.).
  По первой союзной Конституции 1924 года, формальная структура политической власти Союза, система выборов и т. д. повторяли систему, принятую Конституцией РСФСР 1918 года, в укрупненном виде: в ее пирамиду добавлялась новая верхушка - всесоюзные съезды Советов и их постоянный орган ЦИК СССР.


 
© www.txtb.ru