|
7.5. «Серебряный век» русской культуры
Начало ХХ века вошло в историю русской культуры под именем «серебряного века». Расцвет культуры и науки продолжался. Особое значение в науке имели работы И.П. Павлова в физиологии, изобретение радио А.С. Поповым. В философии выступила целая плеяда мыслителей религиозно-идеалистического направления, основанного в конце XIX в. В. Соловьевым и К. Леонтьевым; теперь его представили Н. Бердяев, П. Флоренский, В. Розанов, И. Ильин и др. В литературе особого расцвета достигла поэзия, в которой появилось целое созвездие имен: A. Блок, А. Ахматова, Н. Гумилев, И. Северянин, позднее С. Есенин, B. Маяковский, О. Мандельштам, Б. Пастернак, М. Цветаева и др. В прозе новые высоты связаны с творчеством блестящего мастера стиля, первого среди русских Нобелевского лауреата И. Бунина, А. Куприна, М. Горького. Вершиной реалистического искусства в драматическом театре стала получившая мировое признание режиссерская система К. Станиславского, основавшего Художественный театр в Москве (впоследствии МХАТ). Огромный всемирный успех имело также вокальное артистическое искусство Ф. Шаляпина в опере. Продолжал греметь на весь мир русский балет, новые достижения которого связаны с именем хореографа С. Дягилева. В музыке блистали С. Рахманинов, завоевавший мировую славу как пианист, А. Скрябин. Особенностью этого периода в культуре стало то, что отмеченный выше кризис традиционной морали (следствие технического прогресса, социальных изменений и урбанизации) определил новые веяния в ней. Наряду с продолжавшими развиваться традициями реализма (Бунин, Куприн, в театре - Станиславский) и возродившегося неоромантизма (Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Цветаева, отчасти Горький, в музыке - Скрябин), массовое развитие получили поиски новых форм в искусстве, связанные с явлениями авангардизма и декаданса. В литературе среди них выделялись символизм (главный представитель - Блок) и футуризм (во главе с Маяковским), в живописи - абстракционизм (М. Шагал, А. Малевич, П. Кандинский, близок к этому направлению романтик М. Врубель). При всем своем художественном своеобразии, они несомненно отражали духовный кризис общества, метания интеллигенции в преддверии революции.
|
|