Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



5.2. Становление независимой обшественной мысли, либерального и революционного движения

  Хронологически первой причиной формирования либерального и революционного движения в России стало мощное влияние идей французских философов-просветителей и Французской революции конца XVIII века на наиболее культурную часть дворянства и формирующуюся разночинную интеллигенцию.
  Первым революционным выступлением в России стало восстание декабристов в Петербурге 14 декабря 1825 года.
  Большинство из них были офицеры-аристократы, выходцы из гвардии, где еще жили традиции фронды и дворцовых переворотов XVIII века. На их психологию наслоились, с одной стороны, французские освободительные идеи, с другой - патриотический подъем, вызванный войной 1812 года. Первые тайные общества декабристов возникли с 1816 г. (Союз спасения, затем Союз благоденствия, в дальнейшем - Северное и Южное общества).
  Наиболее радикальная часть декабристов (идеолог - глава Южного общества - полковник П. Пестель) ставила конечными целями демократическую республику, всеобщее избирательное право, уничтожение крепостного права и ограничение помещичьего землевладения в пользу крестьян; но до этого предполагалась необходимость временной революционной диктатуры по типу якобинской в годы Французской революции и физическое истребление царской семьи. Тактика «борьбы без правил», разработанная Пестелем, отличалась цинизмом и жестокостью и во многом предвосхитила тактику позднейших радикальных русских революционеров, в частности большевиков. Более умеренная часть декабристов (идеолог - автор программы Северного общества - капитан Н. Муравьев) выступала за ограничение монархии конституцией безо всякой «переходной» диктатуры, уничтожение крепостного права за выкуп и без ограничения земель помещиков, федеративное устройство России.
  Декабристы использовали унаследованную от XVIII века тактику военного заговора. Моментом для восстания была избрана ситуация краткого междуцарствия после внезапной смерти Александра I, когда поначалу преемником был провозглашен второй брат Константин (Александр был бездетным, а Павел I еще в 1797 г. восстановил допетровский закон о престолонаследии по старшинству мужской линии), а затем выяснилось, что он заранее отрекся от престолонаследия, которое должно перейти к следующему брату Николаю. Восставшие действовали нерешительно и собрали под свои знамена меньшую часть гвардии, их руководитель полковник князь С. Трубецкой не явился, к тому же власти оказались предупреждены и успели подготовиться, поэтому оно было легко подавлено. После следствия, лично возглавленного новым императором Николаем I, и суда 5 предводителей декабристов во главе с Пестелем и одним из руководителей восстания поэтом К. Рылеевым были повешены, свыше 120 сосланы в Сибирь на каторгу (куда за некоторыми из них самоотверженно последовали жены).
  Основными причинами поражения декабристов были отсутствие социальной базы (единственным образованным слоем населения было дворянство) и реальной связи с народом. Их деятельность оценивается по-разному: от романтической идеализации в либеральной и революционной историографии (начиная с А. Герцена и кончая официальными советскими историками типа М.В. Нечкиной) до резкого отрицания какого-либо позитива представителями консервативной традиции.
  В реальности движение и выступление декабристов не были ни серьезными (о чем свидетельствует и их растерянное поведение на следствии), ни сколько-нибудь массовыми, а присущий большинству из них романтизм противоречиво переплетался с политическим цинизмом отдельных руководителей типа Пестеля. Великий русский историк В.О. Ключевский назвал дело декабристов «малозначительным историческим эпизодом, обросшим огромным количеством литературы». Единственное его реальное значение - в том, что они заложили основу революционной традиции в России, имевшей для нее трагические последствия в будущем.
  Последовавшая за этим 30-летняя эпоха Николая I (общую характеристику которой см. в 3-м разделе лекции), или 2-я четверть XIX века, стала временем формирования русской интеллигенции как особого социального слоя потомственных представителей интеллектуальных профессий - уже не только из дворян, но и выходцев из низших сословий (т. н. «разночинцев»).
  С этим связаны два колоссальных по своему значению явления:
  1) начало расцвета русской культуры (Пушкин, Гоголь, Лермонтов, музыка, живопись, театр и т. д.);
  2) формирование независимой общественно-политической мысли.
  В качестве главных особенностей русской интеллигенции по сравнению с западной можно выделить две:
  1) морализм и абстрактное стремление осчастливить свой народ (не зная его как следует, что было во многом следствием петровских реформ, способствовавших окончательному отрыву верхнего слоя общества от народа) при одновременной враждебности к бизнесу и зарождающейся буржуазии, и как следствие - чрезмерная политизация, отсутствие свойственного западным интеллектуалам прагматизма;
  2) неизменная оппозиционность к власти.
  В это же время (решающий период - 40-е годы XIX в.) формируются два магистральных направления русской общественно-политической мысли, дожившие в других формах до наших дней:
  1. Западники (идеологи - К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин) - либералы, бравшие за образец для России Запад как в социально-экономическом отношении, так и в политике, и считавшие необходимым ускорение ее развития по западному пути.
  2. Славянофилы (идеологи - А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, братья И.С. и К.С. Аксаковы, братья Киреевские) - либералы патриотической окраски, утверждавшие самобытный путь России к освобождению через православный соборный уклад жизни, традиции общины и Земских соборов, сочетание демократических свобод с авторитарной властью («сила власти - царю, сила мнения - народу»).
  Спор славянофилов и западников продолжается до сих пор. Последователями западников были в годы революции кадеты, в период разложения социализма - большинство интеллигентов-диссидентов, типа А.Д. Сахарова, в современную эпоху - Союз правых сил и «Яблоко». Духовными наследниками славянофилов можно назвать в революционное время октябристов, в позднейшие времена - А.И. Солженицына и других патриотически настроенных диссидентов-антисоветчиков. По сути, это - спор между двумя подходами к истории - формационным (западники) и цивилизационным (славянофилы).
  И те и другие предпочитали революционным потрясениям мирный путь реформ, что стало отличительной чертой всех либералов, вплоть до нашего времени.
  Особняком стояло зарождавшееся революционно-социалистическое направление (первые идеологи - В.Г. Белинский, А.И. Герцен), основанное на отрицании крупной или даже любой частной собственности. Возникновению его во многом способствовало распространение социалистических идей на Западе в результате разочарования в итогах буржуазных революций. Однако в России того времени оно приобрело специфическую национальную окраску в надежде на то, что главным революционным классом в ней станет крестьянство, а якобы «чуждого» ее традициям капитализма удастся избежать.


 
© www.txtb.ru