|
4.6.2. Приёмы воображения
Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определёнными способами и приёмами. Новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический характер. Перечислим приёмы и способы процесса воображения. 1. Агглютинация - «склеивание», комбинирование, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. К примеру, образ русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы). 2. Акцентирование или заострение - выделение и подчеркивание какой- либо части, детали в создаваемом образе. Карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом. 3. Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп. 4. Схематизация - сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира. 5. Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. А. М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать - пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т. д. Все это обобщённые типы». Воображение различается у людей по нескольким признакам: - яркости образов; - степени их реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности; - широте воображения; - произвольности, т. е. умению подчинять воображение поставленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное воображение); - типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, двигательные и т. д.); - устойчивости.
|
|