|
4.5.2. Операции мышления
Решение задач в процессе мышления достигается с помощью многообразных операций: 1. Сравнение - мысленное сопоставление вещей, явлений и их свойств; выявление сходства и различия. Необходимо для составления классификаций. Правило: сравнивать можно только по одному основанию. «Мама - русская, папа - юрист» - нарушение этого правила. А также: Татьяна любила русскую зиму, а у Ольги было румяное лицо - тоже нарушение этого правила. 2. Анализ - процедура мысленного расчленения предмета, явления или ситуации на составляющие элементы. 3. Синтез - соединение различных элементов и сторон предмета, явления, ситуации в единое целое (систему). Синтез - обратный анализу процесс. 4. Абстрагирование (абстракция)- мысленное отвлечение от несущественных свойств и связей предметов и явлений для выделения их существенных свойств и связей. Например, если отвлечься от размеров и углов треугольных фигур, то их все можно назвать треугольниками. 5. Обобщение - процесс подведения итогов наблюдений и размышлений в форме выводов и результатов. А также обобщение - мысленный переход от отдельных фактов, явлений и событий к более общим. Процесс обобщения связан с процессами абстракции, анализа, синтеза, сравнения, с индукцией. Пример: если студент не ответил на несколько вопросов подряд, то преподаватель, обобщая, делает вывод, что тот ничего не знает. 6. Классификация - распределение по группам, разрядам, классам. 7. Категоризация - разделение по категориям, т. е. большим классам явлений; примеры категорий: категория формы, количества, содержания и т. д.
|
|