Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.4.2. Виды памяти

  Есть разные классификации памяти в зависимости от критерия, положенного в основу. Рассмотрим основные из них.
  1. По объекту запоминания, т е. по тому, что запоминается. Это: предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная и эмоциональная.
  2. По степени волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память.
  3. По длительности сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память.
  4. По источнику информации: генетическая и прижизненная.
  5. По методу заучивания: механическая, смысловая (словесно-логическая), образная (на графики, рисунки, таблицы).
  6. По сенсорной модальности - зрительная (визуальная), моторная (кинестетическая), звуковая (аудиальная), осязательная, обонятельная, вкусовая, болевая.
  Образная память - это память на различные образы, представления, на картины природы и жизни.
  Содержанием словесно-логической (вербальной, семантической) памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. В словеснологической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Этот вид памяти является специфически человеческим видом, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от её развития зависит развитие всех других видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.
  Двигательная память обеспечивает запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их совокупностей. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться заново осуществлять те или иные действия.
  Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. Эмоциональная память влияет на прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.
  При произвольном запоминании перед человеком ставится специальная задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.
  Мгновенная память - память сенсорная, удерживающая информацию, воспринятую рецепторами органов чувств. Длительность сохранения - 0,1-0,5 сек. Обеспечивает связное восприятие. Сознательной регуляции не поддаётся.
  Если полученная информация привлечёт внимание высших отделов мозга, то она поступает в кратковременную память и будет храниться ещё около 20 сек (без повторения и использования), пока мозг её обрабатывает. При 1-2- кратном повторении может храниться до 1 часа. Поддаётся сознательной регуляции. Объём информации, которая может быть в ней ненадолго сохранена при однократном предъявлении (без повтора) - 7±2 единицы. Это так называемая магическая формула памяти - человек с первого раза может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, фигур, предметов и т. д. Современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов.
  Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, протекающие обычно в форме скрытого проговаривания. Выделяют два вида повторения. В первом случае оно носит относительно механический характер и не приводит к каким-либо заметным преобразованиям материала. Этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне кратковременной памяти, хотя недостаточен для её перевода в долговременную память. Долговременное запоминание становится возможным только при втором виде повторения, сопровождающемся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей.
  Оперативная (промежуточная, буферная) - память, сохраняющая информацию на время, необходимое для выполнения текущей работы или решения вставшей задачи. Информация поступает и из кратковременной, и из долговременной памяти. Срок хранения - до нескольких дней. Поддаётся сознательной регуляции. Очищается во сне. Если спать менее трёх часов в сутки - ухудшаются мышление, внимание, кратковременная память.
  Затем информация, ставшая ненужной, поступает на хранение в долговременную память.
  Долговременная память хранит информацию неограниченное время - всю жизнь. Она бывает доступной (можно вспомнить при необходимости) и недоступной (вспомнить можно только с помощью специальных методов - психоанализа, гипноза и т. п.).
  Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне кратковременной памяти. Однако чисто механическое повторение не приводит к устойчивому долговременному запоминанию. Кроме того, повторение служит необходимым условием фиксации данных в долговременной памяти лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту.
  Следует, однако, учитывать, что информация в памяти не сохраняется в неизменном исходном виде. Происходит «ментальная химия»: знания реагируют друг с другом, перемешиваются и искажаются. И получается такая информация, которой изначально не было - рождаются слухи, искажённая информации, причём непреднамеренно!
  Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности.


 
© www.txtb.ru