|
1.1.2. Объект, предмет, задачи психологии
Объект психологии - человек. Человек, носитель психики, является самым сложным существом на земле и объектом многих наук, в том числе и психологии. Его изучают философия, биология, антропология, история, культурология, социология, физиология и др. Но каждая изучает его с какой-либо одной стороны. В частности, философия ищет смысл и законы жизни, культурология - изучает культуру, физиология - обменные процессы и т. д. Психология как наука исследует внутренний мир человека и закономерности его взаимодействия с внешним миром, с другими людьми и группами, живой и неживой природой. Поэтому в настоящее время считается, что предмет психологии - факты, закономерности и механизмы психики и поведения. Предмет психологии менялся по мере развития психологической науки. Выделяют четыре основных этапа её развития. I этап - психология как наука о душе (IV в. до н. э. - середина XVII в. н. э.). Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека: сон, сновидения, состояния транса, овладение магическими умениями (например, удачей в охоте), смерть и т. п. На этом этапе психология была донаучной, так как не имела своих собственных методов исследования, и не проводила их, а пользовалась философским методом логических рассуждений. II этап - психология как наука о сознании (середина XVII в. - середина XIX в.). Возникает в связи с развитием естественных наук и их методов исследований. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Декарт сформулировал так называемую интроспективную концепцию сознания. Основным методом изучения являлось наблюдение человека за самим собой и описание результатов наблюдения. III этап - психология как наука о поведении (середина XIX в. - середина XX в.). Возникает в XX веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно - поведение, поступки, реакции человека (но при этом внутренние факторы и мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап - психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики (середина XX в. - настоящее время) и поведения. Учёные изучают психологию, проводя практические исследования и собирая факты (подчёркиваем: не мнения, а только факты). В психологии нельзя принимать на веру субъективные мнения, возникшие вследствие теоретических исследований и рассуждений, не подтверждённые на практике, потому что возможны очень серьёзные ошибки. И эти ошибки закладываются в идеологию страны, а потом определяют её жизнь во всех сферах. Задачи психологии: сбор, изучение, анализ, обобщение фактов, установление механизмов и выявление закономерностей функционирования психики и поведения. Изучая закономерности психических явлений, психологи исследуют процесс отражения объективного мира в мозгу человека; выясняют, как регулируются действия человека, как происходит психическая деятельность и формируются психические свойства личности.
|
|