|
2.2.6.1. Индивидуальная психология А. Адлера
Прежде всего о личных мотивах откола от Фрейда можно судить по заявлению Адлера: «Не думаете ли вы, что для меня большое удовольствие всю жизнь стоять в вашей тени?». Кроме того, сам Фрейд тоже считал, у Адлера есть необузданная страсть в претензиях на первенство, в том числе на принципы и идеи, открытые Фрейдом. Они расстались и больше не общались. В 1907 г. Адлер опубликовал работу «Исследование неполноценности органов и её психической компенсации». С тех пор и поныне существует такое понятие как комплекс неполноценности (синоним - чувство неполноценности), а также такие виды психологической защиты как компенсация и сверхкомпенсация (гиперкомпенсация). Примечание - Комплекс неполноценности, согласно словарю Ожегова, - болезненное осознание своих недостатков, неполноценности в каком-нибудь отношении. Когда говорят о человеке, что он «с комплексом», то имеют в виду его болезненное недовольство самим собой. А «без комплексов» - о том, кто нормален, уверен в себе. В 1908 г. Адлер выдвинул идею агрессивного инстинкта в дополнение к сексуальному, занимавшему центральное место в теории Фрейда. Сначала Фрейд отверг эту идею, потом, в 1923 г., он включил концепцию агрессивного инстинкта в состав психоаналитической теории. Свою психологию А. Адлер создал в 1911 г., после выхода из Венского психоаналитического общества и назвал её индивидуальной, потому что она обращена к человеку во всей его полноте, а не к отдельным его свойствам и качествам. Пациент в ней рассматривался как неделимое целое, как обладающий такими качествами, как свобода выбора (это означает, что поведение людей не детерминировано их прошлым, наследственностью и средой, а является результатом свободного выбора); целеориентированность (поведение направляется целью), ответственность за свой выбор и своё существование. Адлер отверг фрейдовскую трёхкомпонентную теорию личности, рассматривая человека как неделимую единицу, но признавал существование множества неосознаваемых мотивов, и что их осознание обладает целительной силой. При этом невротический симптом появляется тогда, когда человек не может достичь целей, решить жизненные задачи. Адлер считал, что люди в жизни решают три задачи: 1. Работа или учёба. 2. Быть членом социальной группы и приниматься ею. 3. Выполнить свою половую роль - создать семью. Т. е. поведение объяснялось ориентированностью на достижение целей. А у Фрейда невротические симптомы объяснялись, прежде всего, прошлым человека, в том числе детскими комплексами Эдипа и Электры, неотреагирован- ными отрицательными эмоциями. А в настоящем времени - неосознаваемыми желаниями. Причём при истерии, например, появлялся тот симптом, который позволял разрешить ситуацию. Например, у женщины, которая не хотела оставлять ребёнка на попечении свекрови и выходить на работу, мог появиться «истерический невроз сердца», как и у солдата, который не хотел возвращаться на фронт. Споры с Фрейдом начались по поводу понятия «зависть к пенису». Фрейд считал её универсальным желанием женщин, а Адлер считал, что женщины хотят иметь равный статус с мужчинами. После ожесточённых дебатов было проведено голосование. Проиграв его, Адлер и его сторонники покинули Венское психоаналитическое общество и основали собственное общество свободных психоаналитических исследований. Адлер считал, что высшей ценностью для людей является социальный интерес (чувство общности с другими людьми). И поведение человека направляется общественными интересами, а не инстинктами, как говорил Фрейд. Считал, что люди стремятся к сотрудничеству. Конфликт между человеком и обществом считал неестественным. Увлекся социализмом. Адлер считал движущей силой развития человека комплекс неполноценности, порождаемый тремя причинами: - дефектом какого-либо органа; - балующим воспитанием (гиперпротекция); - родительским отвержением, пренебрежением ребёнком (гипопротекция). Как реакция на комплекс неполноценности возникает стремление к компенсации и сверхкомпенсации. «Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности», писал он. Психологическая защита под названием компенсация - это стремление достичь высоких показателей в тех видах деятельности, которые не связаны с мнимым или фактическим дефектом человека, там, где дефект не препятствует достижениям, успехам. Например, если ученику с трудом даются школьные науки, то он стареется достичь успехов в спорте. Психологическая защита сверхкомпенсация - это стремление достичь выдающихся результатов именно в той области, в которой человек ощущает свою неполноценность. Примером может служить А. В. Суворов, который рос слабым, часто болел и не отличался здоровьем и силой, но стал полководцем, не проигравшим ни одного сражения. Главным мотивом поведения жизни он считал стремление к превосходству - это, по Адлеру, фундаментальный закон жизни. Оно отражает присущий человеку комплекс превосходства, тесно связанный с комплексом неполноценности. «Нас не должно удивлять, если в случае, в котором мы рассматриваем комплекс неполноценности, мы обнаруживаем более или менее скрытым комплекс превосходства». «Стремление к превосходству никогда не исчезает, и фактически, именно оно формирует разум и психику человека. Как мы говорили, жизнь - это достижение цели или формы, а стремление к превосходству - это движущая сила для достижения формы». Эта великая потребность возвыситься от минуса до плюса свойственна всем людям. Стремление к превосходству является врождённым, проявляющемся на пятом году жизни. Даже самым сильным мотивом полового акта Адлер считает желание указать женщине своё превосходство, быть сверху. Ещё Адлер писал, что люди в нашем обществе растут со стремлением отнимать и воровать; у них есть также стремление к власти (мотив власти). У человечества, по Адлеру, есть только одна конечная цель - развивать свою культуру. Невротик стремится к превосходству для себя, из эгоистических целей, а здоровый - для блага общества. Адлер пытался объяснить поведение людей исходя из порядка рождения. Первенец стремится к власти. Предрасположен к лидерству. Хранитель семейных устоев и стандартов. Второй - соперничающий и честолюбивый. Старается доказать, что он лучше старшего. Амбициозен. Склонен к бунту и зависти. Последний старается превзойти старших. Это борющийся ребёнок (самый быстрый пловец, лучший музыкант, наиболее честолюбивый студент). Возможный будущий революционер. Единственный - зависимый, эгоцентричный. Имеет трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Однако однозначного подтверждения этой теории пока нет. Хотя президенты США, в основном, были первенцами. Аналогично многие выдающиеся учёные - тоже. Типология личности Адлера Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы - два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру. Берущий тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счёт других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни - получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим. Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи. Социально-полезный тип. Этот тип человека - воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Адлер ввёл понятие стиля жизни. Г. Мозак выделил четырнадцать типов личности по общему стилю жизни: добытчик (денег), стимулятор, контролер (правый), превосходящий, нравящийся, хороший, находящийся в оппозиции, жертва, мученик, ребенок, неадекватный, избегающий чувств и ищущий возбуждения. Опросник стиля жизни. Р. Дрисколл и Д. Икстейн трансформировали предложенные Ф. Торном категории стиля жизни - агрессивный, конфронти- рующий, защищающийся, индивидуалистичный и сопротивляющийся - в следующие, сравниваемые с животными, пять описательных характеристик: «Тигры» обычно агрессивны. Они наслаждаются проявлениями власти, любят находиться в центре внимания и могут настаивать на своем руководстве событиями. «Хамелеоны» обычно конформны. Их гибкость позволяет им прямо встречать проблемы. «Черепахи» обычно защищаются. Они серьёзны, находчивы и ведут контролируемую ими, стабильную жизнь. «Орлы» выглядят индивидуалистами. Их не заботит общественное мнение, они могут быть эгоистичными и попирают права других, идя своим путем. «Лососи» обычно сопротивляются. Они предпочитают «плыть против течения», а не поддерживать разделяемые всеми ценности. Сейчас известно много различных комплексов, как женских, так и мужских. Описание комплексов - например, Наполеона, Геракла, Гигальмеша, Пещерного человека, дон Жуана, короля Лира и др. можно найти в интернете и литературе по общению.
|
|