Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.2.5.1. Виды психологической защиты

  Опишем кратко некоторые виды психологической защиты.
  1. Вытеснение - процесс, в результате которого неприятные мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания в сферу бессознательного. Вытеснение - это мотивированное забывание. продолжая, однако, влиять на поведение индивида и переживаясь им как тревоги, страхи и т. п. Но вытесненное ищет и находит обходные пути, проявляясь в виде обмолвок, описок, в шутках, анекдотах, перцептивных искажениях, невротических и психосоматических симптомах.
  Вытеснение существовало, конечно же, и до З. Фрейда, но оно не было категоризировано. Вот как показал его Ф. Ницше в своей работе «По ту сторону добра и зла». «Я это сделал» - говорит моя память. «Ты не мог этого сделать», - говорит моя гордость и остаётся непреклонной. В конце концов моя память уступает».
  2. Отрицание реальности - отвергание существования угрожающих реальных факторов, игнорирование болезненной реальности, а также ситуаций, несущих тревогу, уже на этапе восприятия. «Я» отвергает существование ситуаций, несущих тревогу (чужое превосходство, успех, своё несчастье, неизлечимую болезнь), или же компенсаторно заменяет их на воображаемые - грёзы, мечты, фантазии.
  Чаще всего встречается отрицание своей вины. Этот вид отрицания мы наблюдаем в жизни, наверное, чаще всего, причём в любой её области. Затем включается механизм проекции вины и/или рационализации (в зависимости от ситуации).
  3. Замещение - замена человека, который обидел, но силен и опасен, слабым и зависимым, с целью отреагирования отрицательных эмоций (см. рисунок 2.4).
  Реакция отмщения, агрессии переадресовывается тому объекту, который не может оказать сопротивление, ответить обидчику. В результате страдает невиновный (поиск крайнего, стрелочника, козла отпущения, «мальчика для битья» - пока с этим не столкнёшься, трудно понять это выражения).
  В частности, агрессия по отношению к начальнику вымещается на нижестоящих по иерархии сотрудниках, членах семьи, собаке, и вообще на всех, кто «попался под горячую руку» и не может ответить, «дать сдачи». Возможна замена одушевлённого объекта неодушевлённым, когда человек «в сердцах» хлопает дверью, бьёт кулаком по столу, пинает что-либо.

Рисунок 2.4 а) и б) - Действие психозащитного механизма замещение (Бидструп Х. Жизнь и творчество. М., 1998)

Рисунок 2.4 а) и б) - Действие психозащитного механизма замещение (Бидструп Х. Жизнь и творчество. М., 1998)

Рисунок 2.4 а) и б) - Действие психозащитного механизма замещение (Бидструп Х. Жизнь и творчество. М., 1998)

  В общем, человек в таком состоянии подобен шаровой молнии, но, в отличие от неё, объекты для «разрядки» выбирает сознательно, даже осмотрительно.
  Не нашедшие себе выхода отрицательные эмоции, а также агрессия в случае неудовлётворенной сексуальной или иной потребности может быть направлена на случайные объекты любого типа, в том числе на себя. Упрёки в свой адрес вместо высказывания их тому, кто действительно это заслужил, наказание себя вместо другого, нанесение повреждений самому себе. Крайние случаи - убийство и самоубийство (постоянное решение временных проблем).
  О случаях наказания себя вместо субъекта, вызвавшего отрицательные эмоции, говорится, например, в таких поговорках: «Назло кондуктору - куплю билет, - пойду пешком»; «Выколю себе глаз - пусть у тёщи зять кривой будет», «Пусть отморожу себе руки - а чего хозяин рукавицы не даёт!»
  Замещающие действия могут быть иллюзорными, благодаря переводу активности в мир фантазий или снов.
  4. Проекция - приписывание человеком своих собственных отрицательных качеств, мыслей, чувств, вызывающих чувства вины, стыда и страха, другим людям. Проекция позволяет переложить свою вину на других.
  Проекция позволяет человеку перенести на других свои недостатки (лень, зависть, недобросовестность и т. п.). «В чужом глазу соринку видит, а в своём - бревна не замечает» - говорят в таком случае окружающие. В себе эти недостатки человек не признаёт, отрицает. Или: «У злой Натальи все люди канальи».
  5. Рационализация - самооправдание с помощью ложных, но правдоподобных причин, своего неправильного поведения, осуждаемых качеств, мотивов, чувств. Студент, получивший двойку, говорит, что попался самый трудный билет. Целью рационализации является сохранение самоуважения, чувства собственного достоинства, положительного Я-образа, предотвращение возникновения чувств вины и/или стыда.
  Рационализация направлена на блокирование осознания тех мотивов, которые являются социально неприемлемыми или не одобряемыми или личност- но неприемлемыми - ввиду расхождения с Я-концепцией, самооценкой. Рационализация бывает двух типов. 1. «Кислый виноград» - человек оправдывает свою неудачу тем, что «оно того не стоит», т. е. не очень-то и хотелось (вспомним басню «Лиса и виноград»). 2. «Сладкий лимон» - человек хвалит то, что ему удалось, или то, что у него есть.
  6. Сублимация - преобразование энергии сексуального влечения, которое не может быть реализовано, в энергию социально приемлемой и поощряемой деятельности, прежде всего науки и творчества.
  Фрейд утверждал, что сублимация сексуального влечения послужила основным толчком для достижений в науке и культуре.
  В настоящее время считается, что сублимироваться могут не только сексуальные импульсы, но и любые другие, социально неприемлемые - агрессивность, садизм, эксгибиционизм и т. п. Агрессивность может сублимироваться в различных, особенно силовых видах спорта - футболе, хоккее и др. Сходным образом садистические наклонности могут преобразовываться путём сублимации в деятельности хирурга, мясника и т. п.
  Если человеку недоступны санкционированные обществом сублимирующие виды деятельности или они не поглощают всю энергию целиком, то ищущая выхода заблокированная энергия выбирает для трансформированной разрядки любые доступные объекты (по принципу замещения) и может проявляться в виде жестокого обращения с членами семьи, животными, подчинёнными. Причём истинные причины не осознаются, происходит рационализация мотивов придирчивости, жестокости, враждебности.
  7. Образование противоположных реакций - форма защиты, при которой вместо вытесненных в бессознательное мыслей и чувств выражаются прямо противоположные.
  Наиболее простым примером этой формы защиты является неоднократно наблюдаемый в жизни подростков такой эпизод. Мальчик всячески обижает девочку, к которой испытывает симпатию. Происходит это часто неосознанно. Не сумев добиться взаимности, мальчик испытывает чувство обиды. Последняя вместе с чувством симпатии вытесняется в бессознательное и вместо этого в сознании возникает чувство неприязни, которое проявляется в соответствующем поведении. Да и девушки часто выставляют на посмешище тех юношей, к которым испытывают влечение. При такой форме защиты восстанавливается чувство самоуважения, но человек лишается необходимого ему тепла и любви. Если сюда еще примешиваются такие формы защиты, как рационализация и интеллектуализация, происходит теоретическое обоснование жесткого, вплоть до садизма, отношения к ближним. Может наблюдаться и заласкивание детей, которых по-настоящему не любят.
  Противоположные реакции наблюдаются не только в личной жизни, но и на производстве. Осознание этого факта довольно часто ничего не меняет в поведении, а только увеличивает страдания. Подобные ситуации часто лежат в основе сюжета многих художественных произведений. Но здесь все, как правило, заканчивается благополучно, а в жизни - часто нет.
  Образование противоположных реакций формируется в раннем детстве под влиянием родительского воспитания. Родители удовлетворяют потребности ребенка и заботятся о нем. За это ребенок их любит. Но они же ограничивают его в удовлетворении некоторых желаний. При этом у ребенка формируется враждебное отношение к ним, которое вытесняется в бессознательное, а при определенных условиях проявляется в образовании противоположных реакций.
  8. Образование симптомов - форма психологической защиты, при которой во время действия психотравмирующего фактора возникают психосоматические болезненные явления, позволяющие не делать того, чего не хочется подсознательно (не ходить в школу, на работу и т. д.).
  9. Перенос - форма психологической защиты, при которой чувства, желания, влечения, которые не могут быть выражены или удовлетворены, переносятся на другой, более доступный, объект. Например, когда нарушены взаимоотношения между супругами, перенос любви на детей предохраняет их от скандала, развода. Создаётся видимость хорошей семейной жизни. Обращает на себя внимание обилие объектов переноса. Это всевозможные хобби, дальние и близкие родственники, животные и даже предметы домашнего обихода. На какой-то период удается компенсировать действие психотравмы, но решать проблему надо...
  10. Регрессия - психологический возврат на более ранние этапы жизни, вплоть до уровня шести лет. Но в особо серьёзных ситуациях бывает, что и до полного одичания. После прекращения действия психотравмирующего фактора все функции нормализуются.
  Список можно долго продолжать, но сейчас много литературы с описанием психологических защит, в том числе и в интернете, поэтому мы здесь не приводим их исчерпывающий список, а отсылаем читателей к литературным источникам.
  Для выявления механизмов ПЗ существуют тесты: тест Субботиной Л. Ю. «Определение уровня защитных механизмов» и Личностный опросник Плутчи- ка-Келлермана Конте.
  Следующая разработка З. Фрейда - учение о фазах психосексуального развития ребёнка. Он считал, что особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности.
  Фрейд создал теорию сексуального развития. С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты. Само развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:
  1) 0 - 1,5 года - оральная фаза, на которой либидозное влечение сосредоточено в области рта;
  2) 1,5 - 3,5 года - анальная фаза, когда либидозное влечение принадлежит эмоциям, связанным с дефекацией;
  3) 3,5 - 6 лет - фаллическая фаза, когда либидозное влечение смещается на гениталии; её апогей - Эдипов комплекс или комплекс Электры;
  4) 6 - 12 лет - латентная фаза, сексуальное затишье; энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения;
  5) 12 - 18 лет - генитальная фаза, или взрослая стадия; характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые сексуальные отношения.
  Если в определённый период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, вызванные неправильным отношением родителей к отправлению соответствующих функций, то может произойти «застревание», иначе говоря - фиксация.
  Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде сексуального развития. В минуты тревоги, страха, слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.
  Ещё одна разработка З. Фрейда - толкование сновидений. Толкование сновидений Фрейд называет «королевской дорогой» к бессознательному. Для анализа психологических процессов, порождающих образы сновидений, Фрейд предложил метод свободных ассоциаций. Картина сна признаётся им несущественной. По его мнению, необходимо перенести внимание на детали сновидения и вспомнить всё, что, осмысленно или бессмысленно, влечёт за собой каждая из них. Всякая критика в момент обнаружения ассоциаций должна быть блокирована. Множество мыслей, вызванных к жизни сновидением, пересекаясь, образуют устойчивое ядро, за которым Фрейд видел невысказанное желание сознания. Иными словами, он пришёл к выводу, что главная функция сновидения - осуществление подавленного цензурой рассудка желания, главным образом сексуального. При этом он уточнял, что мы сами можем не сознавать эти желания или же скрывать их от самих себя, считая непристойными или общественно опасными. В то же время Фрейд отмечал: «Чем больше занимаешься толкованием сновидений, тем больше убеждаешься в том, что большинство сновидений взрослых имеют в своей основе сексуальный характер и дают выражение эротическим желаниям». С другой стороны, по Фрейду, сновидение, как правило, не раскрывает в явном виде своего сексуального характера, и события, переживаемые во сне, могут выглядеть вполне невинно: путешествие по железной дороге, игра с маленьким ребёнком, шляпа странной формы.


 
© www.txtb.ru