Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.2.4. Психоанализ (фрейдизм)

  Название «фрейдизм» рассматриваемая концепция получила по имени его основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939) - см. рисунок 2.1.
  З. Фрейд - венский врач, родившийся в австрийском городке Фрайберге, в Моравии (на территории современной Чехии). С четырёх лет и до восьмидесятидвух он жил в Вене, в еврейском гетто Леопольштадте с женой и шестью детьми, даже будучи уже всемирно известным психоаналитиком, окружённый ореолом популярности и всеобщего поклонения. После захвата Австрии нацистами в 1938 г. Фрейд, лишённый паспорта, стал узником гетто. Фашисты конфисковали его имущество и библиотеку, четыре его сестры погибли в концлагере, а самого Фрейда спасла его популярность и выкуп в 100 000 шиллингов. Последний год жизни он провёл в Англии.
  Психоанализ в буквальном переводе означает «разложение души». И если В. Вундт в своей лаборатории пытался разложить сознание на элементы и изучить закономерные связи между ними, то З. Фрейд разложил на части психику и тоже выявлял отношения между этими частями.

Рисунок 2.1 - Зигмунд Фрейд (6 мая 1856 г. - 23 сентября 1939 г.)

Рисунок 2.1 - Зигмунд Фрейд (6 мая 1856 г. - 23 сентября 1939 г.)

  Ни одно направление психологии не приобрело столь громкую и даже скандальную известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком.
  Возник психоанализ как метод борьбы с неврозами. В молодости Фрейд заинтересовался гипнозом и его применением для оказания помощи душевнобольным. Позже он отказался от гипноза (поскольку не все пациенты были гипнабельны) предпочтя ему метод свободных ассоциаций и анализ сновидений. Эти методы стали основой психоанализа.
  Невроз - обратимое заболевание, вызванное расстройством нервной системы под воздействием психотравмирующих факторов и проявляющееся эмоциональными и соматическими (телесными) расстройствами. Бывает трёх видов: истерия, неврастения (раздражительная слабость), невроз навязчивых состояний. Различные тревожные расстройства (панические атаки, фобии, постоянное фоновое чувство тревоги) довольно часто сопутствуют неврозу.
  Примечание - Для истерии характерны демонстративные эмоциональные реакции (слёзы, смех, крики). Возможны также судороги, параличи, потеря чувствительности, глухота, слепота, помрачения сознания, повышенная сексуальная активность и другое. Человеку с истерическим расстройством присущи поверхностность суждений, внушаемость и самовну- шаемость, склонность к фантазированию, неустойчивость настроения, стремление привлечь к себе внимание, театральность поведения. Сейчас диагноз «истерия» распался на многочисленные более конкретные диагнозы. В МКБ-10 это:
  Тревожная истерия (F41.8)
  Диссоциативные (конверсионные) расстройства (F44.)
  Соматоформные расстройства (F45.)
  Истерическое расстройство личности (F60.4)
  Неврастения - психическое расстройство из группы неврозов, проявляющееся в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению. Неврастения возникает обычно при сочетании психической травмы с чрезмерно напряжённой работой и физиологическими лишениями (хроническое недосыпание, отсутствие отдыха и т. п.). Возникновению неврастении способствуют ослабляющие организм инфекции и интоксикации (алкоголь, курение), эндокринные расстройства, недостаточное питание и др.
  Начальная стадия, гиперстеническая, - наиболее частая форма, проявляется преимущественно в раздражительности и возбудимости, с которой дебютирует заболевание, проявляется повышенной психической возбудимостью, выраженной раздражительностью. Больных раздражает малейший шум, разговоры окружающих, любые звуки, быстрое передвижение людей, просто толпа окружающих, многолюдные сборища. Они легко раздражаются, кричат на близких, сотрудников, собеседников, способны оскорбить, то есть легко теряют самообладание, отличаются большой нетерпеливостью. Часты жалобы на головную боль, общую слабость, плохую память, неприятные ощущения в различных частях тела. Больные испытывают тяжесть в голове, чувство давления в висках, опоясывающие головные боли («неврастеническая каска»). Выражены нарушения сна: засыпает больной с трудом, часто просыпается, снова засыпает. Работоспособность снижена.
  Вторая, промежуточная, стадия (фаза болезни) характеризуется так называемой раздражительной слабостью (главное клиническое содержание второй формы неврастении) - сочетанием повышенной возбудимости и раздражительности с утомляемостью и быстрой истощаемостью. По случайным и незначительным поводам у больного возникают бурные реакции раздражения или вспышки возбуждения, которые обычно непродолжительны, но часты. Повышенная возбудимость нередко выражается в слезливости, ранее не свойственной больному, или же в нетерпеливости, суетливости. Характерна болезненная непереносимость громких звуков, шума, яркого света, резких запахов. Утрачивается способность контролировать внешние проявления своих эмоций. Расстраивается активное внимание. Появляются жалобы на рассеянность, плохое запоминание. Настроение неустойчивое, со склонностью к подавленности. При тяжёлых формах неврастении может развиться картина так называемой депрессии истощения: больные мрачны, вялы, ко всему безразличны. Постоянный признак неврастении — нарушение сна: затруднение засыпания, поверхностный или неосвежающий сон, тревожные сновидения, сонливость днём и бессонница ночью. Снижается или полностью пропадает аппетит, появляются отрыжка, изжога, запоры, чувство тяжести в желудке. Часты жалобы на головные боли, сердцебиение, чувство замирания сердца, возможны расстройства половой функции и т. д.
  Третья стадия - гипостеническая. Преобладают слабость и истощаемость. Основные симптомы — вялость, апатия, повышенная сонливость, подавленность. Больные не способны мобилизовать себя на рабочее усилие, они постоянно испытывают чувство большой усталости, подавлены мыслями о своих соматических ощущениях. На этом этапе болезни налицо постоянная массивная астения на фоне сниженного настроения. Фон настроения несколько тревожный, с оттенком грусти и ослаблением интересов. Здесь нет аффектов тоски или тревоги, сниженное настроение имеет невротический характер, пронизано астенией и отличается слезливостью и эмоциональной лабильностью.
  Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство - ОКР). При ОКР у больного невольно появляются навязчивые, мешающие или пугающие мысли (обсессии). Он постоянно и безуспешно пытается избавиться от вызванной мыслями тревоги с помощью столь же навязчивых и утомительных действий (компульсий). Симптомы:
  - навязчивые, всё время повторяющиеся мысли;
  - тревога, следующая за этими мыслями;
  - определённые и, с целью устранения тревоги, часто повторяемые одинаковые действия.
  Классическим примером этой болезни считается страх загрязнения, при котором у больного каждое соприкосновение с грязными, по его мнению, предметами вызывает дискомфорт и, как следствие, навязчивые мысли. Чтобы избавиться от этих мыслей, он начинает мыть руки. Но даже если ему в какой-то момент кажется, что он достаточно вымыл руки, любое соприкосновение с «грязным» предметом заставляет его начать свой ритуал заново. Эти ритуалы позволяют пациенту достичь временного облегчения состояния. Несмотря на то, что больной осознаёт бессмысленность этих действий, бороться с ними он не в состоянии.
  Паническая атака (ПА) представляет собой необъяснимый, мучительный для больного, приступ тяжёлой тревоги, сопровождаемый страхом, в сочетании с различными вегетативными (соматическими) симптомами. Отечественные врачи долгое время использовали и используют сейчас термины «вегетативный криз», «симпатоадреналовый криз», «кардионевроз», «ВСД (вегетососудистая дистония) с кризовым течением», «НЦД — нейроциркуляторная дистония», отражающие представления о нарушениях вегетативной нервной системы в зависимости от ведущего симптома. Термины «паническая атака» и «паническое расстройство» имеют мировое признание и введены в Международную классификацию болезней 10-го пересмотра (МКБ-10).
  Фобия (фобическое тревожное расстройство) - это сильно выраженный упорный навязчивый страх, обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определённых объектов, видов деятельности или ситуаций. Например, при наличии айхмофобии человек старается всеми силами избегать острых предметов, которыми он боится пораниться или поранить других людей. В случае развития аквафобии он боится плавать, а при клаустрофобии поднимается вверх исключительно по лестнице, так как ему страшно находиться в закрытом лифте. Фобию относительно легко можно победить в начале её возникновения, но она может закрепляться в психике человека и усиливаться со временем.
  Агорафобия — боязнь пространства, открытых мест, площадей, толп людей, рынков. Типичный признак этого состояния - боязнь выходить из дому, так как всё, что находится вне дома, кажется злобным, страшным, и только находясь у себя дома агорафоб чувствует себя безопасно и комфортно. Это приобретённый необъяснимый страх любых ситуаций, из которых нет возможности немедленно выбраться и вернуться в безопасное место, что ведет к ограничениям в образе жизни: больные нередко осмеливаются покидать дом только в сопровождении близкого человека. Часто агорафобия является следствием различных нервных расстройств, в том числе панического расстройства, социофобии, панических атак и др.
  Фобическая тревога обычно сопровождается соматическими симптомами, такими как дрожь, сердцебиение, потливость, чувство «сосания под ложечкой», сухость во рту, чувство жара или холода, головная боль и мышечное напряжение. Нередким заблуждением у таких больных является стойкое убеждение в том, что эти соматические симптомы являются их основной проблемой.
  Фобий существует очень много. Мы насчитали 487 шт. В Википедии приведён обширный алфавитный список фобий. Причины фобий исследованы слабо, мнений много, но ясно одно: с каждым случаем нужно разбираться индивидуально.
  Литература по неврозам есть, но, в основном, психиатрическая и монографическая. Много конкретных случаев описано, например, в книге: Свядощ А. М. Неврозы (руководство для врачей), 1997.
  З. Фрейд лечил неврозы методом свободных ассоциаций. Пациентам предлагалось лечь на кушетку, расслабиться и говорить всё, что приходит им в голову, в ответ на вопрос или слово психоаналитика, каким бы абсурдным, неприятным или непристойным оно ни представлялось с точки зрения обыденных стандартов. Когда это происходило, оказывалось, что эмоции уносили мысли пациента в направлении к психическому конфликту, послужившему причиной невроза. Происходило это не сразу, поэтому психоанализ длился долго. Каждая сессия обычно продолжается не менее 45 минут, а весь курс лечения может длиться несколько лет. В больном во время лечения действуют две противоположные силы - одна против другой: с одной стороны, его сознательное стремление вспомнить забытое, с другой — сопротивление, которое препятствует вытесненному материалу вернуться в сознание. Если это сопротивление равняется нулю или незначительно, то забытое без всякого искажения возникает в сознании. Чем сильнее сопротивление, тем больше искажение под влиянием сопротивления, и тем меньше сходства между возникшим воспоминанием и вытесненным материалом. Тем не менее, рано или поздно, картина психотравмирующего прошлого, которое пациент старался забыть, вытеснил из сознания, проясняется. Происходит катарсис - процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя.
  В процессе лечения с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов большинства больных являются подавленные сексуальные желания (либидо). Утверждения Фрейда о том, что в основе истерии и других психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью, привели к его исключению из Венского медицинского общества в 1896 году, и от него на 4 года отвернулись все его знакомые.
  Большая часть современных психоаналитиков признает подавленную сексуальность источником всех психических расстройств.
  Теории Фрейда и используемые им способы лечения вызвали полемику в Вене в XX веке и до сих пор остаются предметом горячих споров, и не только в Вене. Идеи Фрейда часто обсуждаются и анализируются в литературных и философских работах в дополнение к продолжающимся дискуссиям в научных и медицинских трудах. Но его часто и закономерно называют «отцом психоанализа». В настоящее время термин психоанализ употребляется в трёх значениях:
  1. Теоретическое направление в психологии
  2. Особый метод исследования психики
  3. Психотерапевтический метод.
  Основные разработки Зигмунда Фрейда:
  1. Структура личности (психики).
  2. Учение о психологической защите.
  3. Учение о фазах психосексуального развития ребёнка.
  4. Толкование сновидений.
  Структура личности. Личность (психика), согласно Фрейду, имеет трёхуровневую (трёхчастную) структуру, как показано на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Структура психики (личности) по Фрейду

Рисунок 2.2 - Структура психики (личности) по Фрейду

  Первая часть личности - «Ид» (Оно), бессознательное - хранилище инстинктов. Там находятся, по Фрейду: Эрос - это сексуальной инстинкт и Танатос - инстинкт смерти, который может инициировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим. «Ид», прежде всего, - резервуар бессознательной сексуальной энергии, названной Фрейдом либидо. В переводе с латинского слово libido означает влечение, желание, стремление. Фрейдом оно понималось как половое (сексуальное) влечение. «Ид» ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других. Другими словами, «Ид» действует согласно принципу удовольствия.
  Кроме того, в «Ид» хранятся желания и импульсы, в которых человек не может себе признаться, т. к. они социально и личностно неприемлемы. Признание их снизит его самооценку, и поэтому такие желания и побуждения не пропускаются в сознание. Но они не исчезают, а возвращаются в сознание в оговорках, в снах и оказывают огромное влияние на выбор профессии и поведение. Например, председательствующий в начале собрания говорит: «Предлагаю считать собрание закрытым» - оговорка, нужно было сказать «открытым».
  Фрейд показал, что с виду незначительные и бессмысленные ошибочные действия служат реализации бессознательных желаний. Фрейд разделял ошибочные действия на четыре группы:
  1) оговорки, описки, очитки, ослышки;
  2) забывание (забывание имён собственных, чужих слов, своих намерений, впечатлений);
  3) потерю и запрятывание вещей;
  4) действия «по ошибке».
  Несмотря на кажущуюся их нелепость и невинность, Фрейд отказывал таким действиям в тривиальности, трактуя их как значимое в психологическом плане явление - внешнее проявление неразрешённых бессознательных конфликтов и вытесненных желаний. Как и в сновидениях, Фрейд видел в ошибочных действиях потенциальную «дорогу» к тайнам бессознательного.
  Вторая часть личности - «Эго» (Я). Это - наше сознание, разум. Сознание содержит ощущения, переживания, мысли, которые сознаются в данный момент времени и потом переводятся на бессознательный уровень. «Эго» следит за тем, чтобы инстинктивные потребности удовлетворялись безопасным для самого индивида и других людей. Сознание принимает решение, которые являются компромиссом между бессознательным и сознанием.
  «Эго» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. «Эго» находит компромиссы между неразумными требованиями «Ид» и требованиями реального мира - оно действует согласно принципу реальности. «Эго» — исполнительная власть личности.
  Третья часть личности - «Супер-Эго». Эта часть развивается в процессе воспитания. Здесь содержатся нормы, идеалы, ценности, наши «надо» и «нельзя», и голос матери: «Так делать нельзя!» В процессе воспитания происходит интернализация (усвоение) родительских и социальных программ поведения, развивается наша совесть. «Супер-эго» действует на основе морального принципа, при нарушении норм возникает чувство вины. Совесть оценивает бессознательное влечение и любую другую поступающую информацию как приемлемую или неприемлемую. Неприемлемую она не пропускает в сознание.
  В случае, если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх-Я», то человек испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. «Сверх-Я» не пропускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: во снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Если энергия «либидо» не находит выхода, то у человека будут психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «Я» и «Оно» применяются средства психологической защиты.
  Согласно З. Фрейду человек находится в состоянии нескончаемого конфликта. Психика - это поле боя между непримиримыми силами инстинкта и рассудка (сознания). Поэтому теорию называют психодинамической.
  Согласно психодинамическому подходу мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами.
  Фрейд сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу (9/10), расположенную под водой и не видимую, - бессознательное.
  Инстинкты (Ид), разум (Эго) и мораль (Супер-эго) часто не ладят между собой, приходят в столкновение - возникают интрапсихические (внутрилично- стные), или психодинамические, конфликты. Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения влияют на личность и определяют многие аспекты поведения. Личность характеризуется тем, как человек решает задачу удовлетворения широкого спектра потребностей.
  В норме адаптивное, адекватное поведение означает малое количество конфликтов или эффективное их решение. Многочисленные, тяжёлые или плохо управляемые конфликты приводят к отклоняющемуся поведению или к психическим расстройствам.
  Невротическая тревога, по Фрейду, это сигнал того, что бессознательные импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и достичь сознания. Благодаря действию защитных механизмов бессознательное становится трудным для исследования, поэтому Фрейд и разработал свой метод - психоанализ. Психоанализ в качестве метода исследования использует толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализ переноса. Осознавая происхождение своего заболевания, пациенты, как правило, излечивались.
  Например, психоанализ помогает пациенту осознать скрытое, подавленное чувство гнева по отношению к родителю. Это осознание дальше дополняется работой над тем, чтобы пациент эмоционально пережил и освободил подавляемый гнев (т. е. чтобы произошёл ксітсірсис). Эта работа помогает затем пациенту осознать, как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы. Так, враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой «родительской фигуре» может являться символическим, бессознательным отреагированием детских конфликтов с родителем.
  Второе революционное нововведение находим в работе «Три эссе о сексуальности» (1905 г.). В этой работе З. Фрейд выдвинул предположение о том, что дети рождаются с сексуальными побуждениями, а их родители являются первыми сексуальными объектами. Общественное возмущение последовало незамедлительно и имело широкий резонанс. Фрейда заклеймили как страдающего сексуальными перверсиями, непристойного и безнравственного человека. Многие медицинские учреждения бойкотировались из-за их терпимости к идеям Фрейда о сексуальности детей.
  В связи с направленной сексуальностью детей З. Фрейд ввёл понятия «Комплекс Эдипа» и «Комплекс Электры».
  «Комплекс Эдипа»: понятие, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и враждебное отношение к родителю того же пола. В общем же смысле Эдипов комплекс обозначает имманентное, бисексуальное, бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю. Данное понятие является одним из ключевых в психоаналитической теории. Название явления основано на древнегреческом мифе о царе Эдипе и одноименной драме Софокла, в котором Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает своего отца Лая и женится на матери Иокасте. Понимание эдиповой ситуации в качестве ключевого фактора в образовании невротических заболеваний возникло у Фрейда в ходе самоанализа, который он провел после смерти своего отца.
  «Комплекс Электры»: явление, аналогичное по сути эдипову комплексу и проявляющееся у девочек. Оно заключается в неосознанном влечении девочек к собственному отцу и соперничестве с матерью за его внимание. Название «комплекс Электры» было предложено для теории Зигмунда Фрейда о «женском эдиповом комплексе» Карлом Юнгом. Название этого комплекса основано на греческом мифе об Электре, желавшей отомстить за смерть своего отца Агамемнона и подстрекавшей брата Ореста на убийство собственной матери Клитемнестры и её любовника.
  В настоящее время (2011 г.) в Википедии описано ещё 40 сексуальных комплексов.
  В 1909 году произошло событие, сдвинувшее психоаналитическое движение с мертвой точки относительной изоляции и проложившее для З. Фрейда путь к международному признанию. Г. Стэнли Холл пригласил Фрейда в Университет Кларка в Уорчестере, штат Массачусетс прочесть цикл лекций. Лекции были приняты очень хорошо, и Фрейд был награжден почётной степенью доктора. В то время его будущее выглядело весьма многообещающим. Он достиг значительной известности, пациенты со всего света записывались к нему на консультации.
  При психоанализе перед психоаналитиком стоят задачи: 1) воссоздать из воспоминаний и конкретных проявлений силы и события, которые вызывают болезненные патологические симптомы, нежелательное неадекватное поведение человека; 2) реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и использовать её для конструктивных целей, придать этой энергии новое направление (например, при помощи анализа переноса освободить изначально подавленные детские сексуальные устремления - превратить их в сексуальность взрослого человека и тем самым дать им возможность участвовать в развитии личности). Цель психоаналитической терапии, по скромным словам Фрейда, «превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности». Также З. Фрейд писал о сущностной цели психоанализа следующее: «Где было Ид, там станет Эго». Т. е. главным условием исцеления невротика З. Фрейд считал осознание скрытого материала, который находится в «Ид».
  «Первоочередной задачей психоаналитика является опознание защитного механизма» - таково мнение его дочери А. Фрейд, тоже психоаналитика. Перейдём к рассмотрению этих механизмов.


 
© www.txtb.ru