|
2.2.2. Функционалистский подход (функционализм)
Примерно в то же время (1881г.) в США возник функционализм. Американский психолог Уильям Джеймс стал изучать функции сознания и его роль в жизни человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, возникающим с утра до вечера, от рождения до смерти. Как? Одним из трёх способов: 1) либо повторяя уже выработанные формы поведения, 2) либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, 3) либо осваивая новые действия, если того требует ситуация (обучением). Согласно функционалистам «Психология — это наука о функциях сознания». Они использовали методы интроспекции, фиксации времени решения задач. Функции сознания по У. Джеймсу - приспособительная (закрепление навыка, изменение его, обучение новому навыку - вождению автомобиля, выполнению профессиональной деятельности и др.). Структурный и функциональный подходы не противоречат друг другу, а дополняют один другой. Так же, как, например, анатомия и физиология: анатомия описывает различные части организма и связи между ними, а физиология изучает их функционирование. Однако в молодой науке психологии возник кризис, который не преодолён и поныне - ведь единой теории личности, как и теории её поведения, до сих пор не создано. Считается, что причины кризиса в психологии на рубеже XX века следующие: 1. Разрыв теории с практикой. 2. Несостоятельность метода интроспекции. 3. Невозможность объяснения психических явлений и поведения с точки зрения физиологических особенностей. 4. Недостаточность представлений о «душе» и «сознании». Всё это создало условия для своеобразных научных революций, для возникновения различных направлений, теорий, множества разных «психологий» со своими принципами, языком, представлениями о предмете и методе. К основным из них относятся: 1. Бихевиоризм 2. Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена 3. Психоанализ - учения 3. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера 4. Гештальтпсихология 5. Динамическая психология К. Левина 6. Генетическая психология Ж. Пиаже 7. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского 8. Описательная психология В. Дильтея и Э. Шпренгера 9. Различные версии теории деятельности М. Я. Басова, С. Л. Рубинштейна 10. Реактология в версиях К. Н. Корнилова, В. М. Бехтерева 11. Психология установки Д. Н. Узнадзе Кроме названных, есть множество других направлений и школ, концепций, теорий, не столь известных: необихевиоризм, нейролингвистическое программирование (Р. Бэндлер, Д. Гриндер), концепция К. Хорни, гуманистический психоанализ Э. Фромма, генетико-дедуктивный бихевиоризм К. Хала, теории личностных черт и факторов (подходы Г. Олпорта, Дж. Кеттелла, Г. Айзенка), когнитивная психология У. Найссера, Дж. Брунера и др., концепция Л. Кольберга, теория конструкторов Дж. Келли, теория «человека экономического», теория «когнитивного соответствия» и др., всего более 70-ти. Рассмотрим кратко важнейшие из этих направлений.
|
|